Россини и Глинка: что общего?

Информация » Россини и Глинка: что общего?

Существует привычное биографическое клише: «Композитору, достигшему вершин мастерства, не хватило нескольких лет жизни, чтобы полностью реализовать свои творческие возможности; из-за ранней смерти остались неосуществленными его лучшие замыслы...». Те, кто изучал историю музыки или преподавал ее, знают, что подобная констатация приложима к творческой биографии почти всех композиторов первой величины. Например, преждевременная смерть композитора отняла у нас «Искусство фуги» Баха, оборванное на полуслове, половину «Реквиема» Моцарта и всё, что могло за ним последовать, половину цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского и его оперу «Пугачёвщина», Десятую симфонию Малера и последующие его симфонии, Чайковский умер, не успев закончить начатую оперу «Ромео и Джульетта», Скрябин — «Мистерию»... И вот на фоне этой общей ситуации, которую язык не поворачивается назвать привычной, ибо к такому невозможно привыкнуть и всякий раз сердце кровью обливается, когда об этом думаешь, — на фоне всех этих музыкально-исторических катастроф является феномен Дж. Россини, который в возрасте 37 лет добровольно ушел с музыкально-исторической арены. Ему было отпущено еще 38 лет жизни (а это больше, чем вся жизнь Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Беллини...), но он этого не использовал для продолжения творчества в главном для него — оперном — жанре, хотя был здоров и работоспособен. Высказывалось много объяснений этому факту самим композитором и популяризаторами его творчества, но все известные версии неубедительны с точки зрения музыкально-исторической науки. И если дилетантствующие публицисты бывают самонадеянно-категоричны и с легкостью находят всему простые объяснения, то серьезный ученый-историк В. Дж. Конен написала так: «Неясно, какие причины после триумфальных успехов побудили композитора навсегда отказаться от работы в музыкальном театре»[i][1]. Добавлю, что этот вопрос так и останется неясным, если не удастся раскрыть причинный механизм, странным образом приведший оперную карьеру Россини к внезапному закату вместо зенита.

Сама возможность музыкально-исторических исследований основывается на предположении, что события музыкальной истории протекают закономерно. Поэтому, когда историк видит нарушение привычного хода вещей, он должен насторожиться: возможно, что здесь, под видимым отклонением от исторической закономерности, под кажущейся случайностью скрыта другая, более тонкая закономерность, которая до сих пор не была выявлена. Рассмотрим подробнее случай биографической «аномалии» Россини, чтобы понять, в чем ее особенность.

Информация о музыке:

Аккорды DD в каденциях
Аккорды с IV повышенной ступенью представляют вид S альтерации. Эта альтерация способствует более острому, напряженному тяготению к каденционному басу – V, так как образует яркое полутоновое соотношение между IV повышенной и V ступенью лада. При разрешении этих аккордов в консонирующую гармонию V с ...

Новый романтизм
Реакцией на панк стал в начале 1980-х годов новый отстраненный и взвешенный стиль. Группы, работавшие в этом направлении, называли новыми романтиками. Они выпускали не только диски, но и видеозаписи. Группа "Visage": "Fade to Grey" (1980). "Spandau Ballet": "Chant ...

Girl
Girl Когда глэм-рок уже практически вышел из моды, английский квинтет "Girl" сделал попытку восстановить интерес публики к этому стилю, что в какой-то мере ему удалось. Проект был основан в конце 70-х годов, когда повстречались театральный продюсер Фил Льюис и работник телевидения Джерри ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru