Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Информация » Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Двунадесятые праздники делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.

Господских двунадесятых праздников 7: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.

Богородичных двунадесятых праздников 4: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.

И один двунадесятый праздник - Сретенье Господне - в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.

Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника .

Предпразднство - это дни, подготавливающие праздник, попразднство - продолжение праздника и отдание - это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Можно лучше представить структуру двунадесятого праздника в следующей схеме:

Таким образом, в этой структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник - тем более развернутой бывает эта структура.

В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов , которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения "Достойно есть" поется особый Задостойник (т.е. "за" (вместо) "Достойно..."), который также, как и "Достойно есть" прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.

Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания , которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.

На все двунадесятые праздники имеются так называемые "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Эти запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.

На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит "усиленное моление"). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным "Господи, помилуй". Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности - это освящение "плодов земли", во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.

Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ оан опускается.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Всех Миней 12 - по числу месяцев в году. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения Пасхального цикла.

Информация о музыке:

Формирующий эксперимент
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: определить эффективность метода целенаправленного анализа учащимися средств музыкальной выразительности в процессе изучения ими (слушание, исполнение) современной детской музыки. Прове ...

Роль резанаторной области при звуковой проэкции
Важную роль играет и носовая полость считал Мазетти. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние но ...

Глэм-рок
В 1970-е годы некоторые рок-звезды использовали экстремальные, фантастические эффекты во время исполнения. Их музыка получила название шикарного, блестящего рока. Гари Глиттер: "Rock and Roll Part 2" (1972). Альбомы - Дэвид Боуи - "Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" (19 ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru