Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Информация » Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Двунадесятые праздники делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.

Господских двунадесятых праздников 7: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.

Богородичных двунадесятых праздников 4: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.

И один двунадесятый праздник - Сретенье Господне - в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.

Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника .

Предпразднство - это дни, подготавливающие праздник, попразднство - продолжение праздника и отдание - это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Можно лучше представить структуру двунадесятого праздника в следующей схеме:

Таким образом, в этой структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник - тем более развернутой бывает эта структура.

В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов , которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения "Достойно есть" поется особый Задостойник (т.е. "за" (вместо) "Достойно..."), который также, как и "Достойно есть" прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.

Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания , которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.

На все двунадесятые праздники имеются так называемые "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Эти запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.

На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит "усиленное моление"). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным "Господи, помилуй". Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности - это освящение "плодов земли", во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.

Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ оан опускается.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Всех Миней 12 - по числу месяцев в году. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения Пасхального цикла.

Информация о музыке:

Фортепианный концерт в творчестве Рахманинова
Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки (Скрябин, Метнер), этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианны ...

О чем пел Цой
В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая в ...

Равномерные темперации
§ 1. Попытки разрешить проблему строя, пригодного для музыкальных целей, посредством неравномерных темперации, окончились неудачей, так как эти темперации давали возможность пользоваться ограниченным количеством тональностей (в отдельных тональностях появлялись так называемые «воющие» интервалы). ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru