Анализ транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта"

Страница 5

Резкий контраст к веселому миру юношеских шалостей составляет вторая важнейшая линия в драматургии — линия кровавой вражды между феодальными родами Вероны, стихия слепой ненависти и средневековой косности, послужившая причиной гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей Монтекки и Капулетти представлена в резко очерченном напористом "мотиве вражды", выступающем в грозном унисоне басов, в подчеркнуто лапидарном, тяжелом "Танце рыцарей".

"Монтекки и Капулетти" ("Танец рыцарей") — это групповой портрет, обобщенная характеристика "отцов". Скачущий пунктирный ритм (у скрипок и кларнета) в сочетании с мерной тяжелой поступью баса (тромбон туба, валторна, барабан) создает образ воинственности и тупости, соединенных со своеобразным величием. Образная выразительность "Танца рыцарей" усиливается, когда в басу вступает тема вражды (сначала у корнета, затем у тубы и тромбона, далее у трубы в верхнем регистре). Тема вражды — тема обобщающего выразительного значения. Все средства в ней направлены к созданию образа примитивного и тяжело-мрачного: "неповоротливость", прямолинейность мелодического движения, малая ритмическая подвижность, гармоническая скованность и громкое, тяжеловесное, "негибкое" звучание меди. В качестве контрастного эпизода внутри "Танца рыцарей" введен хрупкий, утонченный танец Джульетты с Парисом. Основную мелодию проводят струнные и флейта, в сопровождении треугольника и бубна. В верхнем регистре используется челеста.

Седьмой номер раскрывает важнейший образ патера Лоренцо — ученого, гуманиста, покровителя влюбленных. Портрет мудрого, человеколюбивого патера в балете дан в сцене венчания. В его музыкальной характеристике нет не церковной хоральной святости, ни мистической отрешенности; музыка подчеркивает мудрость, величие духа, доброту Лоренцо, его любовь к людям, отличается мягкостью и теплотой интонаций. Тему размеренно проводят фагот, туба, альт, виолончель, средний раздел — выразительная тема у виолончели.

Музыкальный образ Меркуцио вызывает в памяти и Труффальдино из "Трех апельсинов" и многих безымянных персонажей прокофьевских инструментальных скерцо. Но в балете этот насмешливый образ оказывается значительно более рельефным, живым, многоплановым.

В этом номере прокофьевский юмор самых различных оттенков – от добродушной улыбки до острого сарказма.

Скерцозное движение, полное фактурных, гармонических, ритмических неожиданностей, воплощает блеск, остроумие, иронию Меркуцио (тема у альтов, виолончелей). В теме слышится дерзкий смех Меркуцио. Тема поручена кларнету и скрипкам, а в нижнем регистре тромбону (октавные скачки в теме – тарелки, колокольчики). В ней важно найти хороший штрих четкого пальцевого стаккато, не облегченного и не тяжеловесного.

Предпоследний номер — "Танец с лилиями" (последний акт). Танец введен в ткань балета для создания тончайшего драматического контраста. Танец девушек с лилиями, поздравляющих невесту, полон хрупкой грации. Номер прозрачен по фактуре: легкое сопровождение бас аккорд (струнная группа) и мелодия, порученная солирующим инструментам (в основном скрипки, а также кларнет и флейта).

Заключительный номер — "Ромео и Джульетта перед разлукой" является одним из самых развернутых номеров. Действие происходит в комнате Джульетты. Тончайшими приемами воссоздается ощущение тишины, звенящей, таинственной атмосферы ночи, прощания Ромео и Джульетты (в оркестре у флейты и челесты под шелестящие звуки струнных проходит тема из сцены венчания). Возникают новые мелодии, отмеченные трагической напряженностью и силой. Тема прощания, полна сдержанного трагизма. Образ, заключенный в ней, сложен и внутри контрастен. Тут и роковая обреченность, и живой порыв. Мелодия словно с трудом взбирается к верху и так же трудно ниспадает вниз (у кларнета, затем виолончели). В дальнейшем в этой теме слышится и активная протестующая интонация (тема у альтов, затем кларнета, далее у скрипок). Тема приобретает здесь характер страстного призыва, трагической решимости (Джульетта готова умереть во имя любви). Резко меняется и тембровая окраска темы (в оркестре поручена теперь медным инструментам). Тема любви Джульетты звучит как светлый гимн любви, победившей смерть.

В коде автоматически пульсирующее движение восьмых предает оцепенение; глухо вздымающиеся басы (фаготы и кларнеты) — растущий "томный страх" — тема смерти. Она приобретает здесь человеческий, скорбный характер. К концу звучность стихает. Тихими, "примиряющими" гармониями заканчивается пьеса.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация о музыке:

Анализ транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта"
Десять пьес-транскрипций из балета "Ромео и Джульетта" (ор. 75, 1937) были первым сборником фортепианных обработок Прокофьева. Они выросли из симфонических сюит ор. 64, написанных композитором в 1936 году, на основе балета "Ромео и Джульетта". Сюиты и фортепианные пьесы Прокофь ...

Карнавал
В 1834 г. вышла “Новая музыкальная газета” под руководством Шумана. Этот “Карнавал” является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана (борьба против филистерства). Жанр связан с очерком Шумана, в котором корреспондент газеты Жанкири приходит на бал к редактору, где показывают музыка ...

Holy Moses
Группа "Holy moses" была основана в 1980 году, когда собрались вместе Рэймон Брусслер (бас), Йохен Фундерс (гитара, вокал) и Питер Вондерстейн (ударные). В 1981-м к ним присоединился гитарист Энди Классен. Фундерса было решено разгрузить от обязанностей вокалиста и в конце того же года ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru