Согласно методике Т.И. Смирновой – изучение клавиатуры лучше начинать, зрительно ориентируясь на чёрные клавиши. Две рядом стоящие чёрные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» (D) – смотрит в окошко, а на балконе стоят «соль» и «ля» (G, А).[5] Учащийся играет все ноты «ре» 3 пальцем, затем 2 и 3 «соль» и «ля» на всей клавиатуре, перенося руки как по радуге.[6] «До» и «ми» стоят рядом с окошком (играются третьими пальцами обеих рук, затем 1 и 3, 3 и 5 каждой руки); «фа» и «си» прижались к балкону (можно сыграть, изображая сигнал сирены скорой помощи или пожарной машины, показав звуком настроение, когда она едет на вызов и после вызова, и каков результат оказанной помощи).
Знакомя ученика с клавиатурой, требуется заучить с ним буквенные обозначения нот. Не надо думать, что это непомерная трудность. Нужно объяснить, что первая клавиша на клавиатуре «ля» будет обозначаться буквой А – первой буквой латинского (английского, немецкого) алфавита. Все последующие клавиши будут соответствовать буквам алфавита: А, В, С, D, Е, F, G. Т.И. Смирнова советует сразу объяснить, что буквами обозначаются не только ноты, но и аккорды, которые от них строятся. Сначала требуется поиграть трезвучия, а затем их обращения. Причем играть ноты надо не только в тесном расположении, но и в широком. Учащийся должен понять, что, например, «ми» в большой октаве, «до» в первой и «соль» в третьей являются аккордом до мажорного трезвучия (С).
Т.И. Смирнова утверждает, что подготавливая решение одной задачи, надо обязательно продумывать, как она будет работать на решение последующих. Только в таком случае можно считать, что время урока использовано полноценно. [7]
С первого урока, с первого прикосновения к клавише нужно начинать работать над характером звука.
Учащийся не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игровую форму. Самое главное, нужно нацелить учащегося на то, чтобы с первого занятия он искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием. Хорошим подспорьем в данном направлении работы являются упражнения, названные «атональными импровизации».[8]
Именно звукоизвлечение, выразительность исполнения являются их сутью, определяют содержательность и красоту сочиненной композиции. После их выполнения, при разучивании пьес у ученика возникает желание, во-первых – определиться в своем художественном замысле, во-вторых – проанализировать, подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук.
При таком подходе к обучению учащийся заинтересован в рекомендациях и советах преподавателя, благодарен ему за помощь. С первых занятий начинается процесс совместного творчества.
В этом коренное отличие данной методики от широко распространенной практики поэтапного разучивания музыкальных произведений (сначала ноты, аппликатура, отработка безошибочной игры и лишь затем – нюансировка, да и то не по душевному настрою ученика, а проставленная в нотах).
Довольно часто в процессе обучения встречается неправильное распределение задач между обучающим и обучаемым: учитель должен объяснять, а ученик – внимать и выполнять.
Заинтересованность ученика при таком раскладе крайне относительна. Нужно стремиться к проблемному обучению, когда учитель и ученики совместно «творят музыку», решая одновременно технические и содержательные задачи.
Игру на инструменте следует начинать с первого урока, ещё до начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и увязнет в мелких упражнениях по постановке рук, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, интерес к занятиям довольно быстро начнет угасать. А главная задача, по мнению Т.И. Смирновой, – не только сохранить, но и укрепить его, с самого начала дать учащимся возможность почувствовать себя умеющим играть нечто значимое.
Согласно методическим рекомендациям обучение начинается методом показа, когда ученик, что называется, «берет с рук». На уроке он играет с педагогической помощью, а дома вспоминает, подбирает по слуху. Требуется написать ему подсказки, с какой ноты начинается музыкальное произведение и какие ноты можно брать левой рукой. Обычно следует писать, используя буквенное обозначение нот (А, F, С).
Подбор «подходящей» ноты будет начальным этапом в развитии гармонического слуха ученика, одновременно он закрепит в памяти буквенное обозначение нот и аккордов.
Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. Нужно определить в беседе с учащимся, какая это песенка по характеру, какое настроение надо в ней передать. Настроение, а следовательно, темп, динамику, фактуру аккомпанемента одной и той же песенки можно менять
Информация о музыке:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859— 1960 брал уроки у пианиста Ф. А, Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862—65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Ам ...
Опера Джузеппе Верди "Набукко" (Nabucco)
Опера Джузеппе Верди "Набукко" (Nabucco) Ирина Коткина
Опера в четырёх действиях; либретто Ф. Солеры. Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 9 марта 1842 года.
Действующие лица: Набукко (баритон), Абигайль (сопрано), Захария (бас), Измаил (тенор), Фенена (меццо-сопрано). ...
Рихард Вагнер и Александр Николаевич Серов
Рюдигер Поль
"Можно утверждать уверенно, что во всем мире у Вагнера едва ли был более восторженный, более самоотверженный и при этом более понимающий апостол нежели русский критик Серов".
Оскар фон Ризенманн, 1923
По поводу августа 1859 года Вагнер пишет в "Моей жизни": &quo ...