Согласно методике Т.И. Смирновой – изучение клавиатуры лучше начинать, зрительно ориентируясь на чёрные клавиши. Две рядом стоящие чёрные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» (D) – смотрит в окошко, а на балконе стоят «соль» и «ля» (G, А).[5] Учащийся играет все ноты «ре» 3 пальцем, затем 2 и 3 «соль» и «ля» на всей клавиатуре, перенося руки как по радуге.[6] «До» и «ми» стоят рядом с окошком (играются третьими пальцами обеих рук, затем 1 и 3, 3 и 5 каждой руки); «фа» и «си» прижались к балкону (можно сыграть, изображая сигнал сирены скорой помощи или пожарной машины, показав звуком настроение, когда она едет на вызов и после вызова, и каков результат оказанной помощи).
Знакомя ученика с клавиатурой, требуется заучить с ним буквенные обозначения нот. Не надо думать, что это непомерная трудность. Нужно объяснить, что первая клавиша на клавиатуре «ля» будет обозначаться буквой А – первой буквой латинского (английского, немецкого) алфавита. Все последующие клавиши будут соответствовать буквам алфавита: А, В, С, D, Е, F, G. Т.И. Смирнова советует сразу объяснить, что буквами обозначаются не только ноты, но и аккорды, которые от них строятся. Сначала требуется поиграть трезвучия, а затем их обращения. Причем играть ноты надо не только в тесном расположении, но и в широком. Учащийся должен понять, что, например, «ми» в большой октаве, «до» в первой и «соль» в третьей являются аккордом до мажорного трезвучия (С).
Т.И. Смирнова утверждает, что подготавливая решение одной задачи, надо обязательно продумывать, как она будет работать на решение последующих. Только в таком случае можно считать, что время урока использовано полноценно. [7]
С первого урока, с первого прикосновения к клавише нужно начинать работать над характером звука.
Учащийся не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игровую форму. Самое главное, нужно нацелить учащегося на то, чтобы с первого занятия он искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием. Хорошим подспорьем в данном направлении работы являются упражнения, названные «атональными импровизации».[8]
Именно звукоизвлечение, выразительность исполнения являются их сутью, определяют содержательность и красоту сочиненной композиции. После их выполнения, при разучивании пьес у ученика возникает желание, во-первых – определиться в своем художественном замысле, во-вторых – проанализировать, подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук.
При таком подходе к обучению учащийся заинтересован в рекомендациях и советах преподавателя, благодарен ему за помощь. С первых занятий начинается процесс совместного творчества.
В этом коренное отличие данной методики от широко распространенной практики поэтапного разучивания музыкальных произведений (сначала ноты, аппликатура, отработка безошибочной игры и лишь затем – нюансировка, да и то не по душевному настрою ученика, а проставленная в нотах).
Довольно часто в процессе обучения встречается неправильное распределение задач между обучающим и обучаемым: учитель должен объяснять, а ученик – внимать и выполнять.
Заинтересованность ученика при таком раскладе крайне относительна. Нужно стремиться к проблемному обучению, когда учитель и ученики совместно «творят музыку», решая одновременно технические и содержательные задачи.
Игру на инструменте следует начинать с первого урока, ещё до начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и увязнет в мелких упражнениях по постановке рук, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, интерес к занятиям довольно быстро начнет угасать. А главная задача, по мнению Т.И. Смирновой, – не только сохранить, но и укрепить его, с самого начала дать учащимся возможность почувствовать себя умеющим играть нечто значимое.
Согласно методическим рекомендациям обучение начинается методом показа, когда ученик, что называется, «берет с рук». На уроке он играет с педагогической помощью, а дома вспоминает, подбирает по слуху. Требуется написать ему подсказки, с какой ноты начинается музыкальное произведение и какие ноты можно брать левой рукой. Обычно следует писать, используя буквенное обозначение нот (А, F, С).
Подбор «подходящей» ноты будет начальным этапом в развитии гармонического слуха ученика, одновременно он закрепит в памяти буквенное обозначение нот и аккордов.
Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. Нужно определить в беседе с учащимся, какая это песенка по характеру, какое настроение надо в ней передать. Настроение, а следовательно, темп, динамику, фактуру аккомпанемента одной и той же песенки можно менять
Информация о музыке:
Богослужебное пение Ветхого Завета
Богослужебное пение Ветхого Завета
Богослужебное пение есть результат совпадения или соединения двух воль — Божественной и человеческой.
Однако самой главной причиной, вызвавшей существование богослужебного пения на Земле, явилось дарование Богом Закона человеку.
Впервые на Земле песнь Истинному ...
Hypocrisy
Hypocrisy
Эта дэтовая команда обязана своим появлением на свет Петеру Тагтгрену. Свою музыкальную деятельность он начал в 1984 году в группе "Conquest", где вместе с ним играл ударник Ларс Соке. После этого Петер отправился в Америку, где некоторое время был участником "Meltdown&quo ...
Electric Flag
Electric Flag
Недолговечная карьера этого интересного коллектива началась в 1967 году, когда гитарист Майк Блумфилд (Майкл Бернард Блумфилд, р. 28 июля 1944, Чикаго, США, у. 15 февраля 1981, Сан-Франциско, США) ушел из известной в то время банды "The Paul Butterfield Blues Band", чтобы, ...