Знакомство с клавиатурой. «Донотный» период обучения

Информация » Обучение игре на фортепиано по ускоренной программе » Знакомство с клавиатурой. «Донотный» период обучения

Страница 1

Согласно методике Т.И. Смирновой – изучение клавиатуры лучше начинать, зрительно ориентируясь на чёрные клавиши. Две рядом стоящие чёрные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» (D) – смотрит в окошко, а на балконе стоят «соль» и «ля» (G, А).[5] Учащийся играет все ноты «ре» 3 пальцем, затем 2 и 3 «соль» и «ля» на всей клавиатуре, перенося руки как по радуге.[6] «До» и «ми» стоят рядом с окошком (играются третьими пальцами обеих рук, затем 1 и 3, 3 и 5 каждой руки); «фа» и «си» прижались к балкону (можно сыграть, изображая сигнал сирены скорой помощи или пожарной машины, показав звуком настроение, когда она едет на вызов и после вызова, и каков результат оказанной помощи).

Знакомя ученика с клавиатурой, требуется заучить с ним буквенные обозначения нот. Не надо думать, что это непомерная трудность. Нужно объяснить, что первая клавиша на клавиатуре «ля» будет обозначаться буквой А – первой буквой латинского (английского, немецкого) алфавита. Все последующие клавиши будут соответствовать буквам алфавита: А, В, С, D, Е, F, G. Т.И. Смирнова советует сразу объяснить, что буквами обозначаются не только ноты, но и аккорды, которые от них строятся. Сначала требуется поиграть трезвучия, а затем их обращения. Причем играть ноты надо не только в тесном расположении, но и в широком. Учащийся должен понять, что, например, «ми» в большой октаве, «до» в первой и «соль» в третьей являются аккордом до мажорного трезвучия (С).

Т.И. Смирнова утверждает, что подготавливая решение одной задачи, надо обязательно продумывать, как она будет работать на решение последующих. Только в таком случае можно считать, что время урока использовано полноценно. [7]

С первого урока, с первого прикосновения к клавише нужно начинать работать над характером звука.

Учащийся не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игровую форму. Самое главное, нужно нацелить учащегося на то, чтобы с первого занятия он искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием. Хорошим подспорьем в данном направлении работы являются упражнения, названные «атональными импровизации».[8]

Именно звукоизвлечение, выразительность исполнения являются их сутью, определяют содержательность и красоту сочиненной композиции. После их выполнения, при разучивании пьес у ученика возникает желание, во-первых – определиться в своем художественном замысле, во-вторых – проанализировать, подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук.

При таком подходе к обучению учащийся заинтересован в рекомендациях и советах преподавателя, благодарен ему за помощь. С первых занятий начинается процесс совместного творчества.

В этом коренное отличие данной методики от широко распространенной практики поэтапного разучивания музыкальных произведений (сначала ноты, аппликатура, отработка безошибочной игры и лишь затем – нюансировка, да и то не по душевному настрою ученика, а проставленная в нотах).

Довольно часто в процессе обучения встречается неправильное распределение задач между обучающим и обучаемым: учитель должен объяснять, а ученик – внимать и выполнять.

Заинтересованность ученика при таком раскладе крайне относительна. Нужно стремиться к проблемному обучению, когда учитель и ученики совместно «творят музыку», решая одновременно технические и содержательные задачи.

Игру на инструменте следует начинать с первого урока, ещё до начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и увязнет в мелких упражнениях по постановке рук, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, интерес к занятиям довольно быстро начнет угасать. А главная задача, по мнению Т.И. Смирновой, – не только сохранить, но и укрепить его, с самого начала дать учащимся возможность почувствовать себя умеющим играть нечто значимое.

Согласно методическим рекомендациям обучение начинается методом показа, когда ученик, что называется, «берет с рук». На уроке он играет с педагогической помощью, а дома вспоминает, подбирает по слуху. Требуется написать ему подсказки, с какой ноты начинается музыкальное произведение и какие ноты можно брать левой рукой. Обычно следует писать, используя буквенное обозначение нот (А, F, С).

Подбор «подходящей» ноты будет начальным этапом в развитии гармонического слуха ученика, одновременно он закрепит в памяти буквенное обозначение нот и аккордов.

Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. Нужно определить в беседе с учащимся, какая это песенка по характеру, какое настроение надо в ней передать. Настроение, а следовательно, темп, динамику, фактуру аккомпанемента одной и той же песенки можно менять

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Характеристика частей цикла
Все крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всегда строится заново.[5] Не является исключением и Трио-квинтет – это произведение значительное по масштабу (продолжительность звучания – около 30 мин.). Семь част ...

Марли Боб (Marley Bob)
Марли Боб (Marley Bob) Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всяк ...

Гибель богов
Опера в трёх действиях с прологом. Действующие лица: боги: Зигфрид (тенор), Гунтер (бас), Хаген (бас), Альберих (бас), Брунгильда (сопрано), Гутруна (сопрано), Вальтраута (меццо-сопрано), три норны (контральто, меццо-сопрано, сопрано), три дочери Рейна (два сопрано, меццо-сопрано). Пролог. Та ж ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru