Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Информация » Фортепианная педагогика » Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Страница 3

Шопен предлагал ученикам сперва играть гамму со многими чёрными клавишами и затем, лишь постепенно убавляя количество чёрных клавиш, дойти до самой трудной гаммы на одних белых – до-мажор. Несмотря на то, что Шопен жил так давно, после него были написаны сотни и тысячи упражнений, этюдов и инструментальных пьес в излюбленном до-мажоре и явным пренебрежением к другим многодиезным и многобемольным тональностям».

Из выше приведённых примеров ясно, что свободная от зажатостей рука является залогом извлечения на рояле хорошего звука. В своем труде «Искусство пения в применении на фортепиано» известный пианист XIX столетия С. Тальберг писал так: «Освобождение от всякого напряжения – одно из важнейших условий для достижения полноты звучания, красивого и разнообразного звука. Необходимо, следовательно, чтобы в предплечье, запястье и пальцах было столько же гибкости и подвижности, как в голосе искусного певца».

Игра на фортепиано требует приспособленности всего двигательного аппарата пианиста к особенностям инструмента. Следить за правильностью посадки и отсутствием лишних движений, прививать ученику верные игровые ощущения – всё это постоянно должно находиться в сфере внимания педагога. Посадка, как и положение рук на клавиатуре, во многом индивидуальна. Однако существует ряд условий, которые являются обязательными для всех учащихся. Это сохранение стройного положения корпуса, отсутствие «сковывающих» напряжений, особенно в области плечевого пояса, локтевого сустава, кисти и т.д. ; двигательная свобода, понимаемая не как безвольная расслабленность, а как готовность к самым разнообразным действиям на клавиатуре.

«Сидеть надо перед центром клавиатуры, локти должны свободно свисать и находиться чуть ближе к клавишам, чем плечи, чтобы передняя часть корпуса не могла служить препятствием для передвижения кисти и руки вдоль всей клавиатуры.

Высоту сидения необходимо приспособить к росту исполнителя. Локти должны находиться чуть выше поверхности клавиш. Более низкая посадка препятствует движениям рук и утомительна для них…

Голову и верхнюю часть корпуса следует держать прямо; надо остерегаться привычки сутулиться – это не только безобразно, но и плохо отражается на игре, а с течением времени может вредно сказаться на здоровье». (К. Черни, «Полная теоретическая и практическая фортепианная школа»). Необходимо не столько учить каким-либо движениям, сколько устранять все ненужные мышечные напряжения, мешающие ученику самому найти естественные и логичные движения, способствующие удачному воспроизведению на инструменте задуманного музыкального образа.

Работа над художественным образом начинается с первых же шагов музыки и музыкального инструмента. Обучая ребёнка впервые нотной грамоте, педагог должен из только что усвоенных учеником знаков составить начертание какой-нибудь мелодии, по возможности уже знакомой (так удобнее согласовать слышимое с видимым – ухо с глазом), и научить его воспроизвести эту мелодию на инструменте.

Таким образом, работа над художественном образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты (конечно не имеется в виду, что это должно произойти на первом уроке; в каждом данном случае рассудительный педагог сумеет найти подходящий для этого момент; важно чтобы это произошло как можно раньше). Если ребенок уже способен воспроизвести какую-нибудь мелодию, надо добиться, чтобы это исполнение было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше надо добиться от ребёнка, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, веселую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно и так далее, и довёл бы своё художественно-музыкальное намерение до ясности. Но также нельзя совершенно без внимания оставлять детскую инструктивную литературу, где преследуются чисто технические и «умственные» задачи, например, игра целыми нотами, половинными и так далее, паузы, стаккато, легато и так далее. Эти задачи развивают и пальцы ребёнка, и его ум, и поэтому являются необходимыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

April wine
April wine Канадские рокеры из городка Халифакс впервые собрались вместе в 1969 году. В первый состав "April wine" вошли три брата Хенмана – Джимми (вокал, бас), Дэвид (гитара), Ричи (ударные) – и Майкл Гудвин (вокал, гитара). Название ансамбля было позаимствовано из рок-оперы, авторство ...

Disturbed
Disturbed Чикагская ню-металлическая банда "Disturbed" своим появлением на свет обязана двум бывшим музыкантам "Vandal", гитаристу Дону Донегану и басисту Фуззу. Компанию этим ребятам составили вокалист Дэвид Драймэн и барабанщик Майк Уэнгрен. Восхождение группы на музыкальный ...

Специфика "детской" музыки как жанра
Общественная потребность в выделении для детей "своего" жанра музыкального искусства отражает почти все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к родной стране, прошлое народа общение с природой, нравственный мир личности, тонкие душевные состояния. В то же время, образный ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru