Заключение

Страница 2

(слова аббата Фелисите де Ламенне

, который также сыграл немаловажную роль в жизни композитора, о чем будет сказано далее).

Речь идет о творческой биографии Листа, имеющей аналогию с житием святого Франциска

: «обращение» обоих на путь служения случилось после тяжелой болезни, присутствие эпизода благословения (для Листа это был символический поцелуй Бетховена на его венском концерте 13 апреля 1823 года, для Франциска — благословение епископа Ассизи). Наконец, в биографии Франциска Ассизского неожиданно возникает ангел, играющий на скрипке — двойник демонического Паганини, ставшего для Листа идеалом виртуоза-поэта.

С другой стороны, Лист, если и был религиозен, то не в ортодоксально-церковном смысле. Интерес к учению

аббата Ламенне

- основателя христианского социализма, говорит само за себя. Учение направленно против гнета и насилия, главная идея – отделение Церкви от государства, «Бог и свобода» (идея способности католицизма изменить существующий порядок). С точки зрения раскрытия сущности учения Ламенне и его личности представляет интерес созданный им французский перевод Евангелия с «авторскими» изменениями. Итогом проповедей против католических догм для самого Ламенне стало осуждение папой и разрыв с церковью.

Именно на сочетании веры - неверия и складывается философия творчества Листа, его эстетические принципы. Скребкова определяет 6 основных проблем творчества композитора:

· проблема Назначения Художника и Миссия Искусства

: искусство в непосредственной связи с религией является основным моральным воздействием на общество, материализует «божественное». Как следствие - художественная деятельность сродни проповедничеству. По словам самого Листа, «Художники – жрецы у алтаря искусства, помазанники Божьи».

«…сегодня, когда алтарь шатается и трещит, когда религиозные церемонии стали предметом насмешки и сомнения, необходимо, чтобы искусство вышло из храма, … музыка должна воспевать народ и Бога. Но для достижения этой цели необходима новая музыка…» - так пишет Лист

.

Сюда же можно отнести проблему Прекрасного и Безобразного

, которая сводится к миссии художника: «…окружить истину сиянием красоты» и пробудить в людях «любовь к прекрасному».

Также проблема Монументализма и Массовости

искусства рассматривается в аспекте социальной функции. Посредством искусства становится возможным апелляция к массам, цель которой – «служение идеалу» в сфере «прекрасного»;

· проблема Синтеза

искусств связана со слиянием различных жанров.

К ней примыкает проблема Содержания и Формы

. Лист протестует против догм, традиционности и схематизма. Искусство является «стихийным творчеством гения», оно иррационально и непознаваемо.

· проблема Индивида

является основополагающей в мировоззрении Листа: основная образная сфера - Фауст (как двойственность человеческого сознания), а точнее Мефистофель (как оборотная сторона Фауста).

Именно с точки зрения отражения вышеобозначенных художественно - эстетических принципов мы и решили рассмотреть цикл «Поэтические и религиозные гармонии». Первоначально он был опубликован

в 1834, окончательное оформление замысел получил в период «мудрого пианизма» (вторая редакция - 1853

год).

Цикл «Поэтические и религиозные гармонии» состоит из 10 пьес

:

Призыв, Ave Maria, Благословение Бога в одиночестве, Размышление о смерти, Pater Noster, Гимн ребенка при пробуждении, Погребальное шествие, Miserere, по Палестрине, Andante lagrimoso, Гимн любви.

Ранняя рукопись цикла, относящаяся к 1847 году, содержит, помимо первоначальных версий некоторых пьес («Призыв», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»), несколько не вошедших в циклсочинений: «Гимн ночи», «Гимн Утра», «Litanie de Maria» (Молитва Марии).

«Ave Maria», «Pater Noster» и «Гимн ребенка при пробуждении» являются авторскими транскрипциями

сочинений для хора и органа.

«Призыв», «Благословение Бога в одиночестве» и «Гимн любви» - были созданы Листом с октября 1847 до января 1848, в период пребывания в украинском поместье Каролины Витгенштейн

; очевидно, в них нашли отражения настроения композитора - его увлечение экстатической натурой этой женщины.

Помимо общего предисловия

, заимствованного Листом у Ламартина из одноименного сборника стихов, цикл содержит либо отдельные эпиграфы

к некоторым пьесам, также взятые у Ламартина, либо имеют в основе программу его одноименных стихотворений («Призыв», «Благословение Бога в одиночестве», «Размышление о смерти», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»). Это представляет собой особую форму проявления синтеза искусств: «поющий эпиграф»

(К.Зенкин, «Слово в фортепианных произведениях Ф. Листа»), то есть непосредственную подтекстовку, встречающийся в цикле «как последовательно проводимый прием» синтеза.

Драматургия

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Графическое восприятие нотной записи
Если вы проанализируете свое восприятие нотного текста, то поймёте, что воспринимаете нотный текст «графически», то есть вы не высчитываете, на какой линеечке находится нота, не вглядываетесь в каждую ноту, а видите, по какому принципу построено движение: гамма, арпеджио, интервалы, аккорды и т.д. ...

Френсис
Френсис - лидер группы. Его мгновенно узнаваемый голос, а также его игра на гитаре, стали основными отличительными особенностями Status Quo. Музыканты группы называют его "Frame" или "Gomorr", поскольку он заслуженный ветеран рок-н-ролла. Его жену зовут Эйлин (Eileen), у него во ...

Children of Bodom
Children of Bodom Начало истории этой финской команды из городка Еспу, исполняющей мелодичный дэт-метал, было положено в 1993 году Алекси Лайхо (вокал, гитара) и Яской Раатикайненом (ударные). Их проект, получивший тогда название "Inearthed", доукомплектовался гитаристом Алексом Куоппала, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru