Заключение

Страница 2

(слова аббата Фелисите де Ламенне

, который также сыграл немаловажную роль в жизни композитора, о чем будет сказано далее).

Речь идет о творческой биографии Листа, имеющей аналогию с житием святого Франциска

: «обращение» обоих на путь служения случилось после тяжелой болезни, присутствие эпизода благословения (для Листа это был символический поцелуй Бетховена на его венском концерте 13 апреля 1823 года, для Франциска — благословение епископа Ассизи). Наконец, в биографии Франциска Ассизского неожиданно возникает ангел, играющий на скрипке — двойник демонического Паганини, ставшего для Листа идеалом виртуоза-поэта.

С другой стороны, Лист, если и был религиозен, то не в ортодоксально-церковном смысле. Интерес к учению

аббата Ламенне

- основателя христианского социализма, говорит само за себя. Учение направленно против гнета и насилия, главная идея – отделение Церкви от государства, «Бог и свобода» (идея способности католицизма изменить существующий порядок). С точки зрения раскрытия сущности учения Ламенне и его личности представляет интерес созданный им французский перевод Евангелия с «авторскими» изменениями. Итогом проповедей против католических догм для самого Ламенне стало осуждение папой и разрыв с церковью.

Именно на сочетании веры - неверия и складывается философия творчества Листа, его эстетические принципы. Скребкова определяет 6 основных проблем творчества композитора:

· проблема Назначения Художника и Миссия Искусства

: искусство в непосредственной связи с религией является основным моральным воздействием на общество, материализует «божественное». Как следствие - художественная деятельность сродни проповедничеству. По словам самого Листа, «Художники – жрецы у алтаря искусства, помазанники Божьи».

«…сегодня, когда алтарь шатается и трещит, когда религиозные церемонии стали предметом насмешки и сомнения, необходимо, чтобы искусство вышло из храма, … музыка должна воспевать народ и Бога. Но для достижения этой цели необходима новая музыка…» - так пишет Лист

.

Сюда же можно отнести проблему Прекрасного и Безобразного

, которая сводится к миссии художника: «…окружить истину сиянием красоты» и пробудить в людях «любовь к прекрасному».

Также проблема Монументализма и Массовости

искусства рассматривается в аспекте социальной функции. Посредством искусства становится возможным апелляция к массам, цель которой – «служение идеалу» в сфере «прекрасного»;

· проблема Синтеза

искусств связана со слиянием различных жанров.

К ней примыкает проблема Содержания и Формы

. Лист протестует против догм, традиционности и схематизма. Искусство является «стихийным творчеством гения», оно иррационально и непознаваемо.

· проблема Индивида

является основополагающей в мировоззрении Листа: основная образная сфера - Фауст (как двойственность человеческого сознания), а точнее Мефистофель (как оборотная сторона Фауста).

Именно с точки зрения отражения вышеобозначенных художественно - эстетических принципов мы и решили рассмотреть цикл «Поэтические и религиозные гармонии». Первоначально он был опубликован

в 1834, окончательное оформление замысел получил в период «мудрого пианизма» (вторая редакция - 1853

год).

Цикл «Поэтические и религиозные гармонии» состоит из 10 пьес

:

Призыв, Ave Maria, Благословение Бога в одиночестве, Размышление о смерти, Pater Noster, Гимн ребенка при пробуждении, Погребальное шествие, Miserere, по Палестрине, Andante lagrimoso, Гимн любви.

Ранняя рукопись цикла, относящаяся к 1847 году, содержит, помимо первоначальных версий некоторых пьес («Призыв», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»), несколько не вошедших в циклсочинений: «Гимн ночи», «Гимн Утра», «Litanie de Maria» (Молитва Марии).

«Ave Maria», «Pater Noster» и «Гимн ребенка при пробуждении» являются авторскими транскрипциями

сочинений для хора и органа.

«Призыв», «Благословение Бога в одиночестве» и «Гимн любви» - были созданы Листом с октября 1847 до января 1848, в период пребывания в украинском поместье Каролины Витгенштейн

; очевидно, в них нашли отражения настроения композитора - его увлечение экстатической натурой этой женщины.

Помимо общего предисловия

, заимствованного Листом у Ламартина из одноименного сборника стихов, цикл содержит либо отдельные эпиграфы

к некоторым пьесам, также взятые у Ламартина, либо имеют в основе программу его одноименных стихотворений («Призыв», «Благословение Бога в одиночестве», «Размышление о смерти», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»). Это представляет собой особую форму проявления синтеза искусств: «поющий эпиграф»

(К.Зенкин, «Слово в фортепианных произведениях Ф. Листа»), то есть непосредственную подтекстовку, встречающийся в цикле «как последовательно проводимый прием» синтеза.

Драматургия

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Особенности музыки как искусства слухового впечатления
Для музыки естественнее доминирование слуховых впечатлений. Известно, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осу ...

D.R.I.
D.R.I. История "Dirty rotten imbeciles" (D.R.I.) началась 2 мая 1982 года в 4 часа утра. Именно в этот момент Спайк Кэссиди (гитара), Курт Брехт (вокал), Эрик Брехт (ударные) и Деннис Джонсон (бас) издали свой первый "грязный гниющий" шум, обозвав его песней. Дело происходило до ...

Тяжелый металл
Этот стиль стал невероятно популярен во всем мире. Во время концертов музыканты крушат барабаны и извлекают из электрогитар звуки, похожие на вой. К концу 60-х годов подобные приемы стали применятся также в блюзе и ритм-энд-блюзе. Группа "Black Sabbath": "Paranoid" (1970). Альбо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru