Бесплатная музыкальная школа, которая была основана в Петербурге в 1862 году и со временем давшая богатые плоды, прославилась благодаря двум факторам, причем один вытекает из другого. Первый из них, безусловно, новаторские и просветительские идеи основателей школы. Вторая же причина заключается в постоянных нападениях и гонениях консерваторов, которых не знала ни одна другая школа. Вот что об этом пишет В.В. Стасов: "В России музыкальных школ много – и в Петербурге, и в Москве, и в Киеве, и на Кавказе, и в разных других краях нашего отечества, но ни одна из них никогда не испытывает никаких превратностей. У всех у них жизнь течет кротко и мирно, никто их не затрагивает, никто на них не нападает, они в самом невозмутимом спокойствии продолжают свое дело, учат музыкальной грамоте, учат петь и играть, дают концерты, и никто ничего против них не имеет. Всякий твердо убежден, что они делают дело хорошее, полезное, даже высоконациональное, что на них надо смотреть с симпатией, с почтением.
К Бесплатной музыкальной школе общество наше было благосклонно, но недолго, только в самом начале ее существования, пока большинству публики не было еще ясно, что такое именно эта школа, чего она желает, куда стремится. Но лишь только истинный смысл и направление Бесплатной музыкальной школы обозначились явственно, тотчас появились у нее бесчисленные враги, усердные, настойчивые, и уже <…> не переставали удостаивать ее своего самого горячего внимания и преследования. Бесплатная школа не могла сделать ни одного шага, чтобы предпринятое ею не было тотчас выбранено, осмеяно, опозорено. Что она ни предпринимала, что ни приносила наше публике, все оказывалось для публики и ее критиков либо плохим, либо ничтожным, либо фальшивым и вредным. Против Бесплатной школы проповедовались походы, предпринимались тщательно обдуманные и искусно комбинированные сражения. В лучшем случае от нее отвертывались с презрением и пробовали игнорировать ее, как силу ничтожную и ни на что не годную".
Гонения, обрушившиеся на плечи Бесплатной музыкальной школы, были вызваны открытым проповедованием популярного в то время убеждения, что русские музыкальные школы являются лишь сколком с немецких музыкальных школ. Говорили, что у них нет никаких собственно своих, им лично принадлежащих задач и стремлений. Какие задачи и стремления есть у музыкальных школ в Лейпциге или в Берлине, в Вене или Мюнхене, теми самыми живут и дышат тоже и наши школы. Они смиренно прозябают с немецким клеймом на лбу. Они не чувствуют своего рабства и слепого подражания, а если и видят иной раз, то не чувствуют его унизительности.
Бесплатная музыкальная школа являлась органом новых русских музыкантов-композиторов, прямых наследников и продолжателей Глинки и Даргомыжского. Эти новые музыканты водружали знамя русской национальности в музыке и никогда ему не изменяли за все годы существования школы. Они думали, несмотря на распространенное мнение закоренелых консерваторов об универсальности и антинациональности музыкального языка, что каждой стране принадлежит своя музыка, свой музыкальный склад, свой тип создания, а также, значит, свой тип выражения и исполнения. Многочисленные члены, входившие в состав школы, были всегда единомысленны со своими руководителями, горячо сочувствовали их новому почину и стремлениям, жили их успехами, глубоко соболезновали их невзгодам, всегда отражавшимся на школе, и выражали это не раз в своих единодушных заявлениях и адресах. Бесплатная школа, следуя инициативе своих руководителей, выступала провозвестницей и распространительницей русского искусства, русского музыкального творчества. Она глубоко преклонялась перед всем тем, что создано великого и чудесного европейским музыкальным гением, но не согласна была вербовать без разбора, как в фетишей, во все то, что в Европе признается великим и необычайным. Вот все это и вооружило против Бесплатной школы и ее руководителей большинство публики и музыкальных критиков. Им не прощали собственной мысли и почина.
Информация о музыке:
Как русская песня попала в итальянскую оперу
Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов!
Гоголь
Джованни Паизиелло родился в 1740 году в городе Таранто на берегу залива, носящего то же имя и образующего знаменитый «каблук» Аппенинского полуострова. Музыкальное образование получил сначала в школе иезуитов своего родного город ...
Hatfield and the North
Hatfield and the North
Кентерберийская прог-группа "Hatfield and the north" была образована осенью 1972-го, хотя ее предыстория началась значительно раньше. Гитарист Фил Миллер и барабанщик Пип Пайл играли в ансамбле "Delivery" еще с 1966 года. Позже Фил участвовал вместе с о ...
Ногтевой способ игры на гитаре
Ногтевой удар. Все изученные до сих пор технические приемы игры приобретают особую красочность и отчетливость с применением ногтевого способа игрыили ногтевого удара. Подавляющее большинство гитаристов-концертантов употребляют этот прием.
На пальцах правой руки длина ногтей может быть разной: от ...