Начало XX века. Последствия проведенных просветительских реформ в сфере музыкального образования

Информация » Просветительские тенденции в отечественной музыкальной культуре и музыкальном образовании в шестидесятые годы XIX века » Начало XX века. Последствия проведенных просветительских реформ в сфере музыкального образования

Страница 1

Просветительская работа, проведенная педагогами-реформаторами в 60-е годы

XIX

века, со временем вылилась в новую методику обучения, новые взгляды на музыкальное образование. Но и спустя годы просветительская деятельность начатая в то время не прекращалась, так как не смотря на успешно положенное начало и указание курса направления необходимая цель не была достигнута – Россия по-прежнему оставалась малограмотной в музыкальном плане.

Одним из продолжателей дела начатого Ломакиным, Балакиреевым, Стасовым и другими, являлся Сергей Иринеевич Танеев. Роль С.И. Танеева в музыкально-творческой, музыкально-образовательной жизни России была необычайно велика в силу его авторитета и присущих ему высоких эстетических взглядов на искусство. Поэтому его активное участие в организации и работе Московской Народной консерватории, организованной в 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры, в том числе Е.Э. Линевой и Б.Л. Яворского, и сыгравшей важную роль в музыкально-просветительской педагогике, с самого начала придало ей внушительный характер и имело немалое значение в распространении идей этого нового демократического музыкально-просветительного учреждения.

В стремлении Танеева к открытию народной консерватории среди прочих его поддержала Е.Э. Линева, которая выступила в печати, предлагая открыть народную консерваторию. "Наступило время, когда начинает признаваться право каждой личности на развитие ее способностей и талантов, когда преобразование должно сделаться всенародным", - писала она в 1905 году.

Московская Народная консерватория ставила перед собой цель содействовать народному музыкально-эстетическому воспитанию, внедрять музыкальную культуру в широкие слои населения путем общего музыкального образования. Было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы.

С.И. Танеев усматривал одну из важнейших задач Народной консерватории в том, "…чтобы дремлющие творческие силы нашего народа пробились наружу… Надо думать, что эти силы, заглушенные рабством государственного гнета… могут быть вызваны наружу и проявить себя – вот благородная задача, которую могла бы поставить себе целью Народная консерватория".

Здесь вели педагогическую работу композиторы С.И. Танеев, А.Д. Кастальский, В. Калинников, Н.К. Метнер; музыковеды Н.Я. Брюсова, Н.Д. Кашкин, Е.Э. Линева, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский; дирижеры Н.М. Данилин, К.С. Сараджев, П.Г. Чесноков; пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, певец Л.В. Собинов. Каждый из этих выдающихся музыкантов вошел в историю отечественной музыкальной культуры. Руководящую группу народной консерватории составили музыкально-общественные деятели самого большого масштаба по дарованию, знаниям, инициативности и идейной устремленности – С.И. Танеев, Е.Э. Линева, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова.

Вся деятельность Танеева была пропитана не только просветительским, но и революционным духом – в 1905 году он делал денежные взносы в стачечный комитет для семейств бастовавших рабочих.

Композитор неоднократно выступал в печати за автономию Московской консерватории, за право Художественного совета самостоятельно решать дела консерватории. Танеев выдвигал ряд необходимых реформ, связанных с усовершенствованием учебного процесса (разделение консерватории, где обучение было девятилетним, на низшее – музыкальное училище и высшее – консерваторию).

Вообще идеи Танеева, его высказывания о задачах Народной консерватории, о значении хорового исполнительства, народно-песенного творчества, о координации музыкальных дисциплин в музыкально-эстетическом воспитании стали ведущими в становлении новой системы музыкального просвещения.

Еще на заседании Музыкально-этнографической комиссии в 1905 году при обсуждении основных принципов и методов общемузыкального эстетического образования в будущем музыкально-просветительском учреждении – Московской Народной консерватории – С.И. Танеев высказал мысль о том, что для начала нужно открыть не концертные – собственно консерваторские классы по сольному исполнительству, существование которых он считал необходимым для выдающихся талантов, а музыкальные училища (курсы, классы) в разных местах города для всех ищущих музыкального развития. Во время споров, возникших в педагогической среде по важному вопросу – об основном направлении учебных занятий в Народной консерватории, С.И. Танеев отстаивал необходимость ориентации, прежде всего, на общемузыкальное воспитание в хоровых классах. Хор, хоровое исполнительство он считал той основой, на которой должно начинаться общее музыкальное развитие широких масс.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Характеристика частей цикла
Все крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всегда строится заново.[5] Не является исключением и Трио-квинтет – это произведение значительное по масштабу (продолжительность звучания – около 30 мин.). Семь част ...

Darkthrone
Darkthrone Хотя "Darkthrone" провозгласили, что они играют правильный норвежский блэк-метал, начинали они все-таки с дэта. Сформированная в 1987-м, банда на следующий год сделала пару студийных демозаписей, "Land of frost" и "A new dimension". В 1989-м на свет появили ...

Музицирование: пение и игра на музыкальных инструментах
Одна из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах (в первом классе – на детских музыкальных инструментах как продолжение традиции дошкольного музыкального воспитания). Программа ориентирована на активную музыкальную деятельност ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru