Начало XX века. Последствия проведенных просветительских реформ в сфере музыкального образования

Информация » Просветительские тенденции в отечественной музыкальной культуре и музыкальном образовании в шестидесятые годы XIX века » Начало XX века. Последствия проведенных просветительских реформ в сфере музыкального образования

Страница 1

Просветительская работа, проведенная педагогами-реформаторами в 60-е годы

XIX

века, со временем вылилась в новую методику обучения, новые взгляды на музыкальное образование. Но и спустя годы просветительская деятельность начатая в то время не прекращалась, так как не смотря на успешно положенное начало и указание курса направления необходимая цель не была достигнута – Россия по-прежнему оставалась малограмотной в музыкальном плане.

Одним из продолжателей дела начатого Ломакиным, Балакиреевым, Стасовым и другими, являлся Сергей Иринеевич Танеев. Роль С.И. Танеева в музыкально-творческой, музыкально-образовательной жизни России была необычайно велика в силу его авторитета и присущих ему высоких эстетических взглядов на искусство. Поэтому его активное участие в организации и работе Московской Народной консерватории, организованной в 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры, в том числе Е.Э. Линевой и Б.Л. Яворского, и сыгравшей важную роль в музыкально-просветительской педагогике, с самого начала придало ей внушительный характер и имело немалое значение в распространении идей этого нового демократического музыкально-просветительного учреждения.

В стремлении Танеева к открытию народной консерватории среди прочих его поддержала Е.Э. Линева, которая выступила в печати, предлагая открыть народную консерваторию. "Наступило время, когда начинает признаваться право каждой личности на развитие ее способностей и талантов, когда преобразование должно сделаться всенародным", - писала она в 1905 году.

Московская Народная консерватория ставила перед собой цель содействовать народному музыкально-эстетическому воспитанию, внедрять музыкальную культуру в широкие слои населения путем общего музыкального образования. Было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы.

С.И. Танеев усматривал одну из важнейших задач Народной консерватории в том, "…чтобы дремлющие творческие силы нашего народа пробились наружу… Надо думать, что эти силы, заглушенные рабством государственного гнета… могут быть вызваны наружу и проявить себя – вот благородная задача, которую могла бы поставить себе целью Народная консерватория".

Здесь вели педагогическую работу композиторы С.И. Танеев, А.Д. Кастальский, В. Калинников, Н.К. Метнер; музыковеды Н.Я. Брюсова, Н.Д. Кашкин, Е.Э. Линева, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский; дирижеры Н.М. Данилин, К.С. Сараджев, П.Г. Чесноков; пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, певец Л.В. Собинов. Каждый из этих выдающихся музыкантов вошел в историю отечественной музыкальной культуры. Руководящую группу народной консерватории составили музыкально-общественные деятели самого большого масштаба по дарованию, знаниям, инициативности и идейной устремленности – С.И. Танеев, Е.Э. Линева, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова.

Вся деятельность Танеева была пропитана не только просветительским, но и революционным духом – в 1905 году он делал денежные взносы в стачечный комитет для семейств бастовавших рабочих.

Композитор неоднократно выступал в печати за автономию Московской консерватории, за право Художественного совета самостоятельно решать дела консерватории. Танеев выдвигал ряд необходимых реформ, связанных с усовершенствованием учебного процесса (разделение консерватории, где обучение было девятилетним, на низшее – музыкальное училище и высшее – консерваторию).

Вообще идеи Танеева, его высказывания о задачах Народной консерватории, о значении хорового исполнительства, народно-песенного творчества, о координации музыкальных дисциплин в музыкально-эстетическом воспитании стали ведущими в становлении новой системы музыкального просвещения.

Еще на заседании Музыкально-этнографической комиссии в 1905 году при обсуждении основных принципов и методов общемузыкального эстетического образования в будущем музыкально-просветительском учреждении – Московской Народной консерватории – С.И. Танеев высказал мысль о том, что для начала нужно открыть не концертные – собственно консерваторские классы по сольному исполнительству, существование которых он считал необходимым для выдающихся талантов, а музыкальные училища (курсы, классы) в разных местах города для всех ищущих музыкального развития. Во время споров, возникших в педагогической среде по важному вопросу – об основном направлении учебных занятий в Народной консерватории, С.И. Танеев отстаивал необходимость ориентации, прежде всего, на общемузыкальное воспитание в хоровых классах. Хор, хоровое исполнительство он считал той основой, на которой должно начинаться общее музыкальное развитие широких масс.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859— 1960 брал уроки у пианиста Ф. А, Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862—65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Ам ...

Опера Рихарда Вагнера "Тангейзер" (Tannhauser)
Опера Рихарда Вагнера "Тангейзер" (Tannhauser) Опера в трёх действиях; либретто автора по саге XIII века. Первая постановка: Дрезден, 1845 год. Действующие лица: Герман, ландграф Тюрингский (бас), Тангейзер (тенор), Вольфрам фон Эшенбах (баритон), Вальтер фон дер Фогельвейде (тенор), ...

Тяжелый металл
Этот стиль стал невероятно популярен во всем мире. Во время концертов музыканты крушат барабаны и извлекают из электрогитар звуки, похожие на вой. К концу 60-х годов подобные приемы стали применятся также в блюзе и ритм-энд-блюзе. Группа "Black Sabbath": "Paranoid" (1970). Аль ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru