Игра на опоре дыхания

Страница 1

исполнительский дыхание игра звукообразование

Важная особенность медных духовых инструментов, это наличие твёрдого мундштука. Чем выше регистр и громче динамика звучания, тем плотнее воздушная струя которая напирает на губы исполнителя изнутри вынуждает подпирать их снаружи. Заставляя оставаться в игровом положении, исполнителю придётся прижимать их к зубам и тем самым передавливать. Чем выше регистр и необходимый нюанс, тем сильнее придётся «подпирать» губы, а это неминуемо приведёт к так называемым «затычкам» и недостаточной звучности регистров, особенно верхнего. Такой способ можно назвать игрой «под напором дыхания». Не подлежит сомнению необходимость в плотном посыле дыхания, но очевидна и его разрушающая сила.

«Главная задача губ – колебаться, а не уплотняться в борьбе с напором воздуха и мундштуком» [4]

Возникает вопрос, требующий особого рассмотрения «Каким образом избежать этого пагубного воздействия на губы?»

В методиках последних лет подчёркивается, что «воздушный столб», проходя по воздухоносным путям нигде не должен встречать сопротивления. Первым препятствием на его пути становятся губы исполнителя. И чем лучше организован губной аппарат, тем лучше качество звучания и у исполнителя лучше выдержка.

Но здесь мы снова упрёмся в вопрос борьбы губ и напора дыхания. Так всё-таки, каким образом избежать пагубного воздействия борьбы мундштука и губ, и как превратить «напор дыхания» в так необходимую нам «опору дыхания».

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть схему образования воздушного столба ещё раз.

Воздух, под тяжестью плечевого пояса и мышц выдоха, выходит из лёгких, проходит по воздухоносным путям через гортань и ротовую полость направляется на губы, а затем в инструмент. Сечение выдыхаемой струи весьма большое, и уплотняясь в ротовой полости только губами. Опора дыхания предполагает, что сконцентрированный поток воздуха, предназначенный для звукообразования, поможет губам работать свободно и продолжительно. Нам необходимо уменьшить сечение выдоха до того как он попадёт на губы. Иными словами, необходимо передать функцию «плотины», которую выполняют губы, другому сознательно управляемому органу.

На пути из лёгких воздушная струя вначале проходит через бронхи и трахею, мускулы которых нами сознательно не управляются. Напряжение гортани приведёт к смыканию голосовых связок – то есть пению или гудению во время игры, что нам совсем не нужно. Остаются глотка и полость рта, которые легко объединяются в единое пространство, ротоглоточный канал. Главным звеном объединяющим или разъединяющим ротоглотку является язык. Его корень (дальняя часть) находится на уровне глотки и мягкого нёба, остальная часть в полости рта. Перемещение языка расширяет или сужает просвет ротоглоточного канала. Язык весьма подвижная и достаточно сильная мышца, чтобы справиться с воздушной струёй посылаемой прессом, а верхнее нёбо идеально подходит для завершения формирования воздушного столба.

В различных методиках игры на духовых инструментах, как медных, так и деревянных, распространено сравнение процесса звукообразования на духовых инструментах с пением. Из практики хорошо известно, что даже незначительное изменение в артикуляционных движениях языка приводит к заметным изменениям звучания инструмента. Также в методических руководствах, школах и пособиях рекомендуется использовать для звукоизвлечения те или иные фонемы. Например, рекомендуется применять движения языка аналогичное мысленному произнесению слогов: та-ту-ти, да-ду-ди, и тому подобных фонем, или отдельных согласных.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Ногтевой способ игры на гитаре
Ногтевой удар. Все изученные до сих пор технические приемы игры приобретают особую красочность и отчетливость с применением ногтевого способа игрыили ногтевого удара. Подавляющее большинство гитаристов-концертантов употребляют этот прием. На пальцах правой руки длина ногтей может быть разной: от 1, ...

Golden Earring
Golden Earring История этой голландской команды началась в 1961 году, когда школьные друзья Джордж Куйманс (р. 11 марта 1948, Гаага; гитара) и Ринус Герритсен (Маринус Герритсен, р. 9 августа 1946 года, Гаага; бас) основали "The Tornadoes". Компанию ребятам составили Ханс Ван Херверден (г ...

Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры
В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо, когда мы говорим ученику, что соседние нотки будут играть соседние пальчики. А если играем через нотку, то и через пальчик. Это первый кирпичик в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru