Игра на опоре дыхания

Страница 1

исполнительский дыхание игра звукообразование

Важная особенность медных духовых инструментов, это наличие твёрдого мундштука. Чем выше регистр и громче динамика звучания, тем плотнее воздушная струя которая напирает на губы исполнителя изнутри вынуждает подпирать их снаружи. Заставляя оставаться в игровом положении, исполнителю придётся прижимать их к зубам и тем самым передавливать. Чем выше регистр и необходимый нюанс, тем сильнее придётся «подпирать» губы, а это неминуемо приведёт к так называемым «затычкам» и недостаточной звучности регистров, особенно верхнего. Такой способ можно назвать игрой «под напором дыхания». Не подлежит сомнению необходимость в плотном посыле дыхания, но очевидна и его разрушающая сила.

«Главная задача губ – колебаться, а не уплотняться в борьбе с напором воздуха и мундштуком» [4]

Возникает вопрос, требующий особого рассмотрения «Каким образом избежать этого пагубного воздействия на губы?»

В методиках последних лет подчёркивается, что «воздушный столб», проходя по воздухоносным путям нигде не должен встречать сопротивления. Первым препятствием на его пути становятся губы исполнителя. И чем лучше организован губной аппарат, тем лучше качество звучания и у исполнителя лучше выдержка.

Но здесь мы снова упрёмся в вопрос борьбы губ и напора дыхания. Так всё-таки, каким образом избежать пагубного воздействия борьбы мундштука и губ, и как превратить «напор дыхания» в так необходимую нам «опору дыхания».

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть схему образования воздушного столба ещё раз.

Воздух, под тяжестью плечевого пояса и мышц выдоха, выходит из лёгких, проходит по воздухоносным путям через гортань и ротовую полость направляется на губы, а затем в инструмент. Сечение выдыхаемой струи весьма большое, и уплотняясь в ротовой полости только губами. Опора дыхания предполагает, что сконцентрированный поток воздуха, предназначенный для звукообразования, поможет губам работать свободно и продолжительно. Нам необходимо уменьшить сечение выдоха до того как он попадёт на губы. Иными словами, необходимо передать функцию «плотины», которую выполняют губы, другому сознательно управляемому органу.

На пути из лёгких воздушная струя вначале проходит через бронхи и трахею, мускулы которых нами сознательно не управляются. Напряжение гортани приведёт к смыканию голосовых связок – то есть пению или гудению во время игры, что нам совсем не нужно. Остаются глотка и полость рта, которые легко объединяются в единое пространство, ротоглоточный канал. Главным звеном объединяющим или разъединяющим ротоглотку является язык. Его корень (дальняя часть) находится на уровне глотки и мягкого нёба, остальная часть в полости рта. Перемещение языка расширяет или сужает просвет ротоглоточного канала. Язык весьма подвижная и достаточно сильная мышца, чтобы справиться с воздушной струёй посылаемой прессом, а верхнее нёбо идеально подходит для завершения формирования воздушного столба.

В различных методиках игры на духовых инструментах, как медных, так и деревянных, распространено сравнение процесса звукообразования на духовых инструментах с пением. Из практики хорошо известно, что даже незначительное изменение в артикуляционных движениях языка приводит к заметным изменениям звучания инструмента. Также в методических руководствах, школах и пособиях рекомендуется использовать для звукоизвлечения те или иные фонемы. Например, рекомендуется применять движения языка аналогичное мысленному произнесению слогов: та-ту-ти, да-ду-ди, и тому подобных фонем, или отдельных согласных.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Лень
Итальянец, хваткий провинциал, с 16 лет активно работавший в имперской столице Вене, он служил капельмейстером в Итальянском департаменте Венской оперы, не отказывался ни от каких спектаклей - и пользовался среди певцов репутацией "удобной подставки под голос": всегда ждал, никогда не заб ...

Gathering
Gathering Все началось в 1989 году, когда братья Ханс (р. 3 июня 1969, ударные) и Рене (р. 2 июля 1972, гитара) Руттены со своим приятелем Бартом Смитом (вокал) решили сколотить команду. Вскоре к ним присоединились Хьюго Принсен Гирлигс (р. 16 декабря 1973, бас), Йелмер Виерсма (гитара), Франк Боей ...

Гитара в рок музыке. Фьюжн
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре. Если в джазе законодателями м ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru