Платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля, опиралась на понятие абсолютной ценности для человека Единого Блага, тождественного Бытию, Добру и Красоте. Идеалистичность этого подхода очевидна не только с точки зрения поиска первичности материи и духа, но и по общей логике смыслов связей основных понятий. Такая трактовка ценностей не выдерживает критики по целому ряду причин, прежде всего из-за невозможности доказать объективный смысл первичных понятий ценностей-идеалов: свободы, справедливости, демократии и т.п. Несмотря на положительный аспект привлекательности этих категорий для человека, нельзя однозначно избавиться от противоречий, вносимых в них субъективным восприятием людей. Обращение к этим концепциям было продиктовано лишь необходимостью учета первоначальных суждений о ценностях. Опора на «абсолютный нравственный закон» И. Канта, вторичность характеристик таких ценностей как добродетель, справедливость, гуманизм и т.д., также не проясняет ситуацию с понятием ценностей.
Дальнейшее развитие концепции «ценности» связано с именами Д.Г Лотце и В. Виндельбанда. Ценности – теоретические, практические (этические) и логические – обладают безусловной значимостью для человека, который, по Лотце, есть микрокосм, стремящийся к совершенствованию и совместно с другими людьми участвующий в реализации ценностей и тем самым – в создании идеального мира культуры и нравственности. Ученик Лотце, В. Виндельбанд развил дальше теорию ценностей. С его точки зрения, релятивизм – это смерть философии, последняя может существовать лишь на основе признания общезначимых ценностей. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют ядро всех функций культуры и в особенности нравственной жизни человека. Синтезируя кантовскую этику с учением о значимости Лотце, Виндельбанд переводит проблему ценностей на язык философии культуры. Основные идеи развития концепций в этом ключе удобно рассмотреть с позиций шести основных философских течений.
Натуралистический психологизм, представленный такими именами как Мейног, Перри, Дьюи, Льюис, сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека.
Трансцендентализм разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым» или трансцендентальным сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и деланий. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью.
Персоналистический онтологизм
связывает ценности с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена согласно Шелеру «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности.
Культурно-исторический релятивизм связан с
именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Социологизм представлен, прежде всего, М. Вебером, развившим представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта применительно к интерпретации социального действия.
Исторический материализм рассматривает ценности в их социально-исторической, экономической и классовой обусловленности.
Исходя из вышеперечисленного, продолжение путей философского осмысления понятия ценностей выглядит так. Абсолютисткая интерпретация ценностей представляет их как нечто неизменное, раз и навсегда данное, самодовлеющее, непреходящее, вечное. Абсолютность ценностей выводится обычно из природы универсума или из Всемогущества (и Всеблагости) Бога. Релятивисткая же интерпретация ценностей замыкается в конечном счете на субъективных желаниях и предпочтениях человека, на том, что «нет ни хорошего, ни дурного, но лишь мышление делает вещи таковыми».
Информация о музыке:
Ладовая система Прокофьева
При анализе гармонии Прокофьева с помощью традиционных методов, исходящих из понимания тональности как диатонической системы взаимосвязи звуков и созвучий, можно столкнуться с большим затруднением в определении тональной принадлежности звукорядов и аккордов. Часто звукоряды далеки от диатоники, а ...
Coroner
Colosseum
Влиятельная британская прогрессивная команда "Colosseum" является детищем барабанщика и автора текстов Джона Хайсмана. Ранее игравший в "Graham Bond organization" и "John Mayall's bluesbreakers" Хайсман основал группу в далеком 1968 году. Компанию ему состав ...
Groundhogs
Groundhogs
В начале 60-х почтовый работник Тони Макфи присоединился к любительской команде своего коллеги Джона Крукшенка "The Dollarbills". Но Тони не нравилось ни название группы, ни "попса", которую ребята играли, и он убедил остальных участников заняться модным тогда блюзом ...