Историко – стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Историко – стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века

Страница 4

Композиторы, группировавшиеся вокруг Русского хорового общества в Москве и отзывавшиеся на его потребности, писали музыку гомофонного склада, построенную на основе тонально – гармонических функций. Широкое развитие исполнительской деятельности замечательных хоровых коллективов стимулировало творчество целой плеяды композиторов в этой области. В свою очередь истинно художественные произведения a cappella, впитавшие в себя лучшие традиции русского профессионального и народного пения, способствовали вокальному обогащению и росту исполнительского мастерства хоров.

Большая заслуга в поднятии этого жанра до уровня самостоятельного, стилистически обособленного вида музыкального творчества принадлежит Сергею Ивановичу Танееву (1856 – 1915). Его сочинения явились высшим достижением в русском дореволюционном хоровом искусстве и оказали огромное влияние на плеяду московских «композиторов – хоровиков», представлявших новое направление ( куда входил и Павел Григорьевич Чесноков). С. И . Танеев своим авторитетом высокоодаренного композитора, крупнейшего музыкально – общественного деятеля, глубокого музыканта – мыслителя, ученого и педагога оказал огромное влияние на развитие русской хоровой культуры.

Почти все московские «композиторы – хоровики», многие из которых были непосредственными учениками Танеева, находились под воздействием его творческих установок, принципов и взглядов, отраженных как в творчестве, так и в педагогических требованиях.

Интерес Танеева к хоровому жанру a cappella так же был вызван ростом хорового музицирования в русском музыкальном быту конца XIX века.

Танеев писал хоровую музыку только светского содержания. При этом его произведения охватывают многие жизненные темы: от передачи размышлений о смысле жизни через образы природы ( что мы будем впоследствии наблюдать и в разбираемых произведениях П. Г. Чеснокова) до раскрытия глубоких философских и этических проблем. В плане поэзии Танеев отдавал предпочтение стихотвореним Ф. Тютчева и Я. Полонского, которое мы так же наблюдаем и у П. Г. Чеснокова: примечательно, что и у Танеева и у Чеснокова есть хоры, основанные на одинаковых литературных источниках, например, рассматриваемый нами хор «Альпы» на стихи Тютчева.

Так же необходимо отметить, что характерным для конца XIX – начала XX века стал интерес к «русскому элементу», стремящийся к древнерусским традициям. Идея самобытности русской культовой музыки получила практическое развитие в творчестве Александра Дмитриевича Кастальского ( 1856 – 1926). А по пути сознательного синтеза разных стилей шел Александр Тихонович Гречанинов (1864 – 1956), который за основу брал мелодию знаменного роспева и стремился «симфонизировать» формы церковного пения.

Наконец, завершая первую главу нашей работы, остановимся на творчестве самого Павла Григорьевича Чеснокова ( 1877 – 1944) – одного из крупнейших представителей русской хоровой культуры, видного регента и дирижера Русского хорового общества, музыкального педагога и методиста. Следует отметить, что Б. Асафьев в своей книге «О хоровом искусстве» в главе «Хоровая культура» даже не касается разбора творчества П. Г. Чеснокова и лишь в одном сноске мельком упоминает: «Отлично звучат хоровые произведение П. Г. Чеснокова…, но все они поверхностнее и беднее по содержанию хоров Кастальского. Стиль Чеснокова – это всего-навсего пышное ремесло».

В дореволюционный период своей жизни он посвятил творчеству культовой музыки. Следует отметить, что в его обработки подлинных старинных роспевов внедрялись романсовые интонации. Церковные хоры Чеснокова, впитавшие в себя обороты русского лирического романса ( например, «Вечери твоя тайные»), вызывали нарекания ревнителей «чистоты церковного стиля» за «неприличествующую храму томность». Критиковали композитора и за увлечение нарядными аккордами многотерцовой структуры, в частности нонаккордами различных функций, которые он вводил даже в гармонизации старинных роспевов. К. Б. Птица в своей книге «Мастера хорового искусства в Московской консерватории» пишет об этом следующее: « Может быть строгое ухо и зоркий глаз профессионального критика отметят в его партитурах салонность отдельных гармоний, сентиментальную подслащенность некоторых оборотов и последовательностей. Особенно нетрудно прийти к такому заключению, играя партитуру на фортепиано, без достаточно ясного представления его звучания в хоре. Но послушайте это же произведение в живом исполнении хора. Благородство и выразительность вокального звучания в громадной мере преображают то, что слышалось на рояле. Содержание произведения предстает совсем в ином виде и способно привлекать, трогать, восхищать слушателя».

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

О гитаре и теппинге
Кто же изобрел этот новый способ извлечения звука под названием тэппинг? Классические гитаристы, знают один специфический прием (vibration - название приема ассоциируется с вибрацией, хотя ничего общего с этим приемом не имеет). Суть его в следующем. Гитарист зажимает аккорд ударом левой руки по ст ...

Кто была Джульетта Гвиччарди?
Лучшее, что написано об этой юной вдохновительнице Бетховена, это страницы в книге Ромена Роллана “Бетховен, Великие творческие эпохи. От “Героической” до “Аппассионаты”. Третье приложение в этой книге называется “Сестры Брунсвик и их кузина из “Лунной”. Название звучит по-русски несколько коряво, ...

Fruupp
Fruupp Команда со странным названием "Fruupp" просуществовала недолго, и хотя не смогла добиться такой известности как коллеги по цеху типа "Yes" и "Genesis", но все же внесла заметный вклад в становление арт-рока. Музыку ее можно сравнить с настоящим вином, которое со ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru