Историко – стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Историко – стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века

Страница 4

Композиторы, группировавшиеся вокруг Русского хорового общества в Москве и отзывавшиеся на его потребности, писали музыку гомофонного склада, построенную на основе тонально – гармонических функций. Широкое развитие исполнительской деятельности замечательных хоровых коллективов стимулировало творчество целой плеяды композиторов в этой области. В свою очередь истинно художественные произведения a cappella, впитавшие в себя лучшие традиции русского профессионального и народного пения, способствовали вокальному обогащению и росту исполнительского мастерства хоров.

Большая заслуга в поднятии этого жанра до уровня самостоятельного, стилистически обособленного вида музыкального творчества принадлежит Сергею Ивановичу Танееву (1856 – 1915). Его сочинения явились высшим достижением в русском дореволюционном хоровом искусстве и оказали огромное влияние на плеяду московских «композиторов – хоровиков», представлявших новое направление ( куда входил и Павел Григорьевич Чесноков). С. И . Танеев своим авторитетом высокоодаренного композитора, крупнейшего музыкально – общественного деятеля, глубокого музыканта – мыслителя, ученого и педагога оказал огромное влияние на развитие русской хоровой культуры.

Почти все московские «композиторы – хоровики», многие из которых были непосредственными учениками Танеева, находились под воздействием его творческих установок, принципов и взглядов, отраженных как в творчестве, так и в педагогических требованиях.

Интерес Танеева к хоровому жанру a cappella так же был вызван ростом хорового музицирования в русском музыкальном быту конца XIX века.

Танеев писал хоровую музыку только светского содержания. При этом его произведения охватывают многие жизненные темы: от передачи размышлений о смысле жизни через образы природы ( что мы будем впоследствии наблюдать и в разбираемых произведениях П. Г. Чеснокова) до раскрытия глубоких философских и этических проблем. В плане поэзии Танеев отдавал предпочтение стихотвореним Ф. Тютчева и Я. Полонского, которое мы так же наблюдаем и у П. Г. Чеснокова: примечательно, что и у Танеева и у Чеснокова есть хоры, основанные на одинаковых литературных источниках, например, рассматриваемый нами хор «Альпы» на стихи Тютчева.

Так же необходимо отметить, что характерным для конца XIX – начала XX века стал интерес к «русскому элементу», стремящийся к древнерусским традициям. Идея самобытности русской культовой музыки получила практическое развитие в творчестве Александра Дмитриевича Кастальского ( 1856 – 1926). А по пути сознательного синтеза разных стилей шел Александр Тихонович Гречанинов (1864 – 1956), который за основу брал мелодию знаменного роспева и стремился «симфонизировать» формы церковного пения.

Наконец, завершая первую главу нашей работы, остановимся на творчестве самого Павла Григорьевича Чеснокова ( 1877 – 1944) – одного из крупнейших представителей русской хоровой культуры, видного регента и дирижера Русского хорового общества, музыкального педагога и методиста. Следует отметить, что Б. Асафьев в своей книге «О хоровом искусстве» в главе «Хоровая культура» даже не касается разбора творчества П. Г. Чеснокова и лишь в одном сноске мельком упоминает: «Отлично звучат хоровые произведение П. Г. Чеснокова…, но все они поверхностнее и беднее по содержанию хоров Кастальского. Стиль Чеснокова – это всего-навсего пышное ремесло».

В дореволюционный период своей жизни он посвятил творчеству культовой музыки. Следует отметить, что в его обработки подлинных старинных роспевов внедрялись романсовые интонации. Церковные хоры Чеснокова, впитавшие в себя обороты русского лирического романса ( например, «Вечери твоя тайные»), вызывали нарекания ревнителей «чистоты церковного стиля» за «неприличествующую храму томность». Критиковали композитора и за увлечение нарядными аккордами многотерцовой структуры, в частности нонаккордами различных функций, которые он вводил даже в гармонизации старинных роспевов. К. Б. Птица в своей книге «Мастера хорового искусства в Московской консерватории» пишет об этом следующее: « Может быть строгое ухо и зоркий глаз профессионального критика отметят в его партитурах салонность отдельных гармоний, сентиментальную подслащенность некоторых оборотов и последовательностей. Особенно нетрудно прийти к такому заключению, играя партитуру на фортепиано, без достаточно ясного представления его звучания в хоре. Но послушайте это же произведение в живом исполнении хора. Благородство и выразительность вокального звучания в громадной мере преображают то, что слышалось на рояле. Содержание произведения предстает совсем в ином виде и способно привлекать, трогать, восхищать слушателя».

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Gotthard
Gotthard Швейцарская хард-роковая команда "Gotthard" была основана вокалистом Стивом Ли, до этого возглавлявшего другую группу, "For sale". На сессиях второго альбома "For sale" Стив познакомился со своим будущим коллегой гитаристом Лео Леони, выступавшим тогда в ка ...

Dimple Minds
Dimple Minds Из "пивных" немецких рок-групп кроме " Tankard" более-менее известна также "Dimple minds" (не путать с шотландской " Simple minds"). Правда, в отличие от "Пивной кружки", специализировавшейся на трэше, "Дырявые мозги" избрали ...

О детском музыкальном творчестве
Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами ис ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru