Камерно-вокальное творчество Танеева

Информация » Камерно-вокальное творчество Танеева

Страница 2

Устанавливающийся с первых ж*е тактов вступления основной музыкальный образ сочетает выразительное, эмоциональное начало с изобрааительным, звукописным. В левой руке дважды повторяется печальный мотив, играющий виднейшую роль на протяжении всего произведения (отмечен скобкой в примере 91). Одновременно в правой руке появляется остинатная фигура гармонического характера. -

Высокий регистр и staccato, в сочетании с медленным темпом, заставляют воспринимать ее как изображение монотонно падающих капель. Эти два тематических элемента составляют основу всего дальнейшего развития.

Своеобразна форма "Сталактитов", приближающаяся к варьированной строфической. Весь романс делится на четыре раздела, соответствующие четырем строфам - четверостишиям текста; каждый из них начинается одним и тем же характерным мелодическим оборотом. Каждое проведение сходного музыкального материала начинается, однако, в различных тональностях (до минор, Соль мажор, до минор, Ми-бемоль мажор), при непрерывном гармоническом развитии. В первой строфе преобладает диатоника, во второй появляются хроматизм и альтерация (гармонический Соль мажор). В третьей строфе возникают неожиданные красочные гармонические сопоставления. Наконец, в четвертой, кульминационной, выразительность возрастает благодаря полифонизации фактуры. На словах "любви моей давно замерзли горестные слезы" звучат одновременно четыре самостоятельные линии. Гармония обостряется при этом хроматизмами с задержаниями, что усиливает оттенок скорбного томления.

Заключение "Сталактитов" близко напоминает заключение романса "Когда, кружась". Последний мелодический оборот голоса совпадает с прерванным кадансом. Проведение в конце романса одной из основных интонаций, образующей задержания с увеличенной квинтой и большой септимой, и завершение мажорной тоникой усиливают указанную близость.

"Бьется сердце беспокойное" (слова Н. А. Некрасова)-пример довольно редкого в романсах Танеева драматизма. Это один из самых популярных образцов его вокальной лирики. Все произведение пронизано насыщенной громадным волевым напором ритмической пульсацией. Чередование отдельных коротких фраз голоса с репликами-возгласами фортепиано создает впечатление прерывающейся от волнения речи.

В развитии основного активно восходящего мелодического движения в равной мере участвуют и вокальная и фортепианная партии.

Средняя часть романса (от "Я зову ее"), несмотря на сохраняющееся неизменное ритмическое движение, привносит контраст. Здесь возникает образ "страны обетованной", как манящей мечты. Особенной яркости музыка достигает в эпизоде на тоническом органном пункте Ми мажора ("Розы там цветут душистые"). Здесь начальная мелодическая фраза романса звучит у фортепиано в мягком "виолончельном" регистре и переходит в последующие выразительные нисходящие задержания. Им противопоставлено" восходящее хроматическое движение вокальной партии.

Внезапный энгармонический сдвиг переводит в Ля-бемоль ма-1 жор. Гармонический мажорный лад, напряженные интонации ма-| лой ноны и уменьшенной октавы сообщают этому эпизоду оттенок] горечи, вызванной сознанием неосуществимости мечты.

Реприза первой части романса1 завершается фортепианной постлюдией, исчерпывающей до конца стремительную энергию основного ритмического движения.

"Маска" (слова Я. П. Полонского) - романс-вальс, в котором Танееву прекрасно удалось передать светлое, интимное чувство, раскрывающееся сдержанно, но с большой внутренней теплотой.

Для воплощения поэтического текста композитор избрал форму рондо, основная вальсовая тема-рефрен как бы рисует место действия, окружающую героев "пестроту, многолюдство собранья"; эпизоды же связаны с раскрытием их переживаний. Единстве романса достигается, помимо господствующего в нем изящного вальсового движения, также непрерывным развитием нескольким основных интонаций,

Кульминационное значение приобретает эпизод от слов "Наконец она тихо сказала", с ярким отклонением в Ми мажор. При последующем возвращении в основную тональность Ля-бемоль мажор основная тема вальса переходит к фортепиано, соединяясь с отмеченным ритмическим мотивом.

"Зимний путь" (слова Я. П. Полонского). Танеев соприкасается здесь с одной из традиционных тем классического русского искусства. Бесконечные просторы, занесенные снегом, вызывают в душе путника смутное чувство тоски; полудремотное состояние рождает вереницу воспоминаний.

Романс написан в трехчастной форме. Крайние разделы рисуют сумрачный зимний пейзаж; непрерывное движение шестнадцатыми в сопровождении, объединяющее весь романс, передает ощущение быстрого бега кибитки.

Значительно развитый средний раздел посвящен возникающим в сознании путника грезам; он содержит несколько контрастирующих эпизодов.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru