Симфоническое творчество Скрябина

Информация » Симфоническое творчество Скрябина

Страница 3

Однако тема эта пока еще не получает развития. Следует снова проведение главной партии (четыре валторны, затем трубы и тромбоны) в ритмическом расширении, на фоне беспокойно взлетающих коротких мотивов струнных ("бурно, глубоко трагично" обозначает Скрябин этот эпизод в партитуре).

После еще одного краткого проведения темы побочной партии предвосхищение основного образа второй части появляется у скрипки соло уже более развернуто. Эта нежная, светлая мелодия звучит как предчувствие большого счастья

Дальнейшее развитие приводит опять к величавой теме вступления с последующими фигурациями струнных, подготовляющими репризу. Реприза отличается от экспозиции многими особенностями изложения; однако основной музыкально-драматургический план не претерпевает существенных изменений. Побочная и заключительная партии в репризе перенесены в До-мажор. За репризой идет еще один большой раздел - вторая разработка. Временные просветления сменяются в ней драматическими эпизодами. Здесь проходят все предшествующие темы, в том числе и будущая тема второй части, которая звучит теперь глубоко трагически в низком регистре (в унисоне валторн и альтов), как бы знаменуя временное крушение светлых надежд.

Кода основана на ритмически измененной теме главной партии в размере 2/4, которая получает теперь еще более драматически сгущенный, неудержимо стремительный характер (ремарка Скрябина - "мрачно, задыхаясь, стремительно").1 Мощно нарастающее движение внезапно резко обрывается . И снова торжественно вступает основная тема - лейтмотив, утверждая господство героического начала симфонии, образуя переход ко второй части.

Вторая часть - "Наслаждения" (Lento, Ми мажор). Это отдых от бурь и тревог, страстное упоение радостью жизни. Слышатся "голоса природы" - шепот леса, трели и щебетание птиц (изображаемые затейливыми ритмическими фигурами флейт и других деревянных духовых). Великолепная, широкого дыхания основная тема Lento, наметившаяся в разработке первой части, развертывается теперь во всей своей красоте. В теме этой тоже ощутимы интонационные связи с лейттемой симфонии:

В развертывание музыки неоднократно вторгаются властные, волевые возгласы, связанные с кратким "трубным" мотивом из вступления симфонии (мотив этот появляется в обращенном виде в басу). Тем же мотивом начинается переход (Vivo) к финалу.

Финал - "Божественная игра" (Allegro, До'мажор) - радостно-возбужденный полет, ликующий порыв. Главная партия финала (по определению композитора - тема "божественной игры") отличается краткостью. Она образуется из слияния того же "трубного" волевого мотива и заключительного оборота лейттемы симфонии.

Форма финала сочетает классическую четкость сонатной структуры с большой сжатостью составляющих ее разделов. "Полетность", стремительность движения, характерная для главной партии, еще повышается в небольшом связующем разделе, обозначенном композитором ремаркой "задыхаясь, окрыленно". Лаконичная побочная партия более певуча, но сильно хроматизирована. Ее фактура полифонична: мелодии верхнего голоса противопоставлена выразительная мелодическая линия в среднем регистре.

Развертывание побочной партии, сначала относительно спокойное и плавное, перебивается вторжениями волевого мотива из вступления. Скоро и она приобретает господствующий в финале восторженно-приподнятый оттенок. Непродолжительное успокоение приносит лишь краткий заключительный раздел, настойчиво утверждающий тонику Соль мажора (доминанту от основной тональности).

В сжатой разработке принимают участие обе основные темы финала и лейттема из вступления симфонии. Напряженные подъемы чередуются с временными спадами. Последний, кульминационный раздел разработки основан на одновременном полифоническом проведении ритмически расширенных побочной партии финала (в верхнем голосе) и главной (в басу).

Реприза повторяет довольно точно весь музыкальный материал экспозиции с транспозицией побочной и заключительной в До мажор. В репризном проведении побочной партии обе ее основные мелодические линии проходят в двойном контрапункте октавы по отношению к их изложению в экспозиции. Наряду с отмеченным сочетанием двух тем в кульминации разработки - это еще один пример характерного для симфонического стиля Скрябина широкого применения полифонических приемов.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Connells
Connells Этот джангловый проект из Северной Каролины был основан весной 1984 года. Возглавили группу братья Коннеллы – Майк (гитара) и Дэвид (бас), назвавшие ее своей фамилией, "The Connells". В первоначальный состав также вошли вокалист Дуг Макмиллан и барабанщик Джон Шульц. Последний ...

Философия музыки Пифагора
В высшей степени вероятно, что греческие инициированные получили своё знание о философских и терапевтических аспектах музыки от египтян, которые, в свою очередь. Рассматривали Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув страны на панцирь черепахи ...

Bloodhound gang
Bloodhound gang Эта американская команда из Филадельфии появилась на свет в 1993 году. Возглавили ее вокалист Джимми Поп (Джеймс Фрэнкс, р. 27 августа 1972) и гитарист Люпус Тандер (Мэтью Стиглиано, р. 8 августа 1972). Ни в какие клубы группу поначалу не пускали и ребята устраивали сэйшены дома у ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru