Симфоническое творчество Глазунова

Информация » Симфоническое творчество Глазунова

Страница 1

Симфоническая музыка занимает центральное место в наследии Глазунова. В ней ярко воплощены типичные черты его -стиля. В симфонических произведениях Глазунова нашли выражение его связи с традициями симфонизма композиторов Могучей кучки (в первую очередь Бородина). Наряду с этим в сочинениях зрелого периода сказалось усвоение некоторых элементов симфонизма Чайковского.

Симфоническое наследие Глазунова включает в себя различные типы произведений - от монументальных симфоний до небольших пьес.

Из восьми симфоний Глазунова две первые относятся к раннему периоду. Первая симфония носит светло-жизнерадостный, несколько пасторальный характер, в ней нашли отражение впечатления летней природы, сельской обстановки. Финал рисует картину народного праздничного веселья. В скерцо и в финале использованы две польские народные темы; славянский характер ощущается и в некоторых других темах этой симфонии, которую композитор первоначально хотел даже назвать "Славянской". Вторая симфония более эпически-монументальна. В ней наиболее отчетливо сказалось влияние Бородина, особенно в несколько суровой по выражению первой части и в финале. Лирическая медленная часть, имеющая отчасти восточную окраску, приближается к родственным образам Бородина и Балакирева.

В Третьей симфонии кучкистские традиции сочетаются с некоторым влиянием Чайковского и частично Вагнера. Она имеет значение переходного этапа к зрелым глазуновским симфониям.

В Четвертой симфонии (1893) полностью определился характерный для Глазунова лирико-эпический тип симфонизма. Спокойно-созерцательной лирикой, то радостно-светлой, то задушевно-элегической, проникнута первая часть. Общий колорит жизнерадостного, искрящегося скерцо определяют "охотничьи", "роговые" интонации. Очень типичен для Глазунова празднично-ожив.лен-ный финал симфонии, основная тема которого носит характер торжественного шествия. Показательно также появление в симфонии танцевальных элементов: вальса в среднем разделе скерцо и танцевальной ритмической трансформации главной партии первой части в финале (в котором проходят все темы предыдущих частей); здесь уже предвосхищается стиль глазуновской балетной музыки. В Четвертой симфонии всего три части: отсутствует медленная часть, возмещаемая медленным лирическим обрамлением первой части и таким же вступлением к финалу.

Пятая и Шестая симфонии (1895-1896) принадлежат к ярчайшим и наиболее широко известным образцам симфонизма Глазунова. Пятая выделяется глубоко-оптимистическим строем. В Шестой Глазунов впервые затрагивает драматически-патетическую сферу образов, претворяя по-своему черты драматического симфонизма Чайковского.

В двух последних симфониях, созданных в начале 900-х годов, намечается усложнение содержания. В Седьмой особенно выделяется сурово-сосредоточенная медленная вторая часть; она противопоставлена беспечной пасторальности первой и следующему за ней радостно-возбужденному скерцо. В медленной части и в завершающем симфонию массивном, величаво-торжественном финале особенно проявилось огромное полифоническое мастерство Глазунова. Сам композитор признавал, что достижениями в этой области он во многом обязан знакомству с творчеством Танеева.

Восьмая симфония - наиболее монументальное из произведений Глазунова. При большой контрастности частей она отличается одновременно единством, последовательностью развития цикла. Музыка первой части возвышенно-величава и романтически приподнята. Медленная часть проникнута глубоко-скорбными переживаниями. Причудливое, стремительное и неуловимое движение скерцо носит тревожный, даже несколько зловещий оттенок. В финале происходит преодоление сумрачных образов медленной части и скерцо и утверждается идея конечного торжества света.

Кроме симфоний, Глазуновым создано большое число программных симфонических произведений. В тяготении к этому жанру тоже проявилась его связь с традициями русской классики. Содержание этих произведений разнообразно: национально-историческая и героико-эпическая тематика отражена в поэме "Стенька Разин", в сюите "Кремль", в элегии "Памяти героя"; впечатлениями природы навеяны фантазии "Аес", "Море" и симфоническая картина "Весна"; зарисовкам из жизни, быта различных народов и эпох посвящены сюиты "Восточная рапсодия", "Из средних веков", увертюра "Карнавал". Интерес Глазунова к музыкальной культуре других народов сказался также в создании двух увертюр на греческие темы, пьесы "Славянский праздник",1 "Финской фантазии", "Финских эскизов", "Карельской легенды" и других сочинений.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

«Славься» — династический гимн М. Глинки
«Славься» — династический гимн М. Глинки Грачев В. Н. 30-е годы XIX в. оказались благодатными для появления славильных песнопений. Трагические события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., возрождение православной духовности и благотворное воздействие личности императора Ник ...

Dimple Minds
Dimple Minds Из "пивных" немецких рок-групп кроме " Tankard" более-менее известна также "Dimple minds" (не путать с шотландской " Simple minds"). Правда, в отличие от "Пивной кружки", специализировавшейся на трэше, "Дырявые мозги" избрали ...

Byrds
Byrds Обычно этот коллектив ассоциируется у знатоков рок-музыки со стилем "фолк-рок". Но в творческой биографии "Byrds" есть период, когда они исполняли музыку, находящуюся на стыке разных жанров, близкую к тому, что сейчас называется арт-роком. Первоначально группа возникла под ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru