Три подхода к музыкальному наследию

Информация » Три подхода к музыкальному наследию

Страница 3

Однако, каждая из описанных тенденций — тупиковая. Перспектива нулевого знания в результате последовательного применения избирательного принципа не лучше и не хуже перспективы “дурной бесконечности”, которой пугает собирательный принцип. Но если есть природный механизм постоянного увеличения информации, объем которой не укладывается в сознании человека, значит, есть и природный, естественный механизм, способный отрегулировать это несоответствие. Две противоположные тенденции сами себя уравновешивают и регулируют. Совершенно очевидно, что такой механизм пока не срабатывает, а это значит, что существует некий искусственный фактор, который мешает. Этим роковым фактором, уродующим интеллектуальную жизнь общества, стал принцип единообразия в обучении. Желание тоталитарных режимов централизованно управлять всем и вся привело к такой бюрократизации системы образования, которая реально смогла многое в этой сфере унифицировать. Чиновники всех рангов пуще всего боятся “разнобоя” в обучении, и правильно делают, что боятся: в нормальной системе обучения нет места чиновнику, начальнику, командиру. Вот почему всяческие бесконечные инспекции следят именно за тем, чтобы всех учили одинаково одному и тому же. Но каждый человек может владеть только фрагментом всей информации. В естественных условиях (то есть вне бюрократической системы) у разных людей эти фрагменты не могут совпадать. У каждого складывается уникальная комбинация освоенных источников, прочитанных текстов. Состав знаний одного человека всегда не совпадает с составом знаний другого. И если степень такого несовпадения достаточна, то в совокупном сознании всех живущих людей циркулирует одновременно весь массив информации. Стихийным образом складывается так, что вся совокупность существующих текстов (то есть культурное целое) рассредоточенно, мозаично существует в коллективном разуме поколения. Наоборот, в результате искусственно насаждаемого единообразия у многих людей в сознании оказывается повторенным один и тот же фрагмент целого. Все мы как бы столпились на узком крошечном участке, тогда как другие, обширные области информационного поля оголены, совершенно безлюдны.

Должно быть по-другому. Чем глубже специализация (несовпадение с другими) индивидуального сознания, тем выше универсализм нашего совместного знания. И когда неблагоприятные факторы (такие как единообразие обучения) будут сняты, естественным, стихийным образом произойдет мозаичный охват всего культурно-информационного поля. Тогда живущее поколение сможет владеть всем массивом знаний человечества, в том числе всем музыкальным наследием.

Если верно утверждение Б.Каца, что XIX век был по преимуществу веком избирательного подхода, а ХХ век — собирательного, то следует ожидать в XXI веке торжества нового подхода, основанного на принципе “живой мозаики”.

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Аккорды DD в каденциях
Аккорды с IV повышенной ступенью представляют вид S альтерации. Эта альтерация способствует более острому, напряженному тяготению к каденционному басу – V, так как образует яркое полутоновое соотношение между IV повышенной и V ступенью лада. При разрешении этих аккордов в консонирующую гармонию V с ...

Страстная седмица
1. Великий Понедельник. 2. Великий Вторник. 3. Великая Среда. 4. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. 5. Великая Пятница. Распятие и погребение. 6. Великая Суббота. Господь во гробе. Пасха и светлая седмица ...

Русская музыка
На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга - это был "оркестр ударных инструментов". Наскальные рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения эп ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru