Проблемы обучения детей церковному пению

Информация » Проблемы обучения детей церковному пению

Страница 2

Вот основной и далеко не полный круг вопросов, возникающих при обучении детей церковному пению без специального музыкального отбора, причем на практике этот круг вопросов становится еще более широким.

Профессиональное же обучение детей развивается в настоящее время главным образом по двум направлениям: во-первых, это обучение на основе специального музыкального отбора детей, большею частию с чисто концертно - хоровым уклоном; во-вторых, это профессиональное обучение в собственном смысле этого слова - т.е. подготовка так сказать будущих кадров для пения на клиросе на основе специального музыкального отбора или без него.

Какая главная проблема возникает при том или другом направлении профессионального обучении детей церковному пению? Это проблема непосредственно отражает вообще состояние православного церковного пения в России в настоящее время. Заключается она в "репертуарном" подходе к пению в храме, т.е. когда богослужение рассматривается с певческой точки зрения не как целостная система, в которой СЛОВО выходит на первый план и принимает мелодическую форму при помощи т.наз. принципа "распева", а становится (богослужение) набором музыкальных "номеров", в большинстве случаев не связанных между собою ни идейно, ни музыкально, а назначаемых по произволению регентов, священнослужителей или других лиц.

Богослужебный репертуар при этом выбирается на основе сложившихся музыкально-хоровых традиций по принципу "уместности" того или иного авторского сочинения или песнопения из какого-либо церковно-певческого "обихода" на конкретном богослужении.

Например, в Великий Четверток считается уместным спеть сочинение Львова "Вечери Твоея Тайныя"; в неделю Всех Святых в земле российской просиявших, для пения после причастного стиха - для т.наз. "запричастного концерта" берутся стихиры стиховны "Земле Русская", распетые на подобен 2-го гласа "Доме Евфрафов" по напеву Киево-Печерской Лавры. Или, например, великим постом в настоящее время иногда используют одноголосные песнопения столпового, греческого и др. распевов, исполненных по "итальянской ноте" или по "топорикам" - т.е. по "квадратным нотам", а некоторыми профессиональными музыкальными церковно-певческими коллективами, в дни рождения или смерти композиторов, писавших духовно-музыкальные циклы, принято петь за богослужением их т.наз. "Литургии" или "Всенощные Бдения".

Что касается "осмогласного" пения, то оно, давно потеряв свое уставное и распевное значение, приняло форму 8 типовых мелодий построчной структуры с различными категориями напевов, предназначенных для пения, например, стихир, тропарей, ирмосов и т.д. и страдает той же "репертуарностью", выражающейся в смешении различных распевов, их местных певческих вариантов и авторских аранжировок.

Так, в нынешнем 1-м гласе для пения стихир обычно используется киевский распев, для тропарей - греческий; эти распевы могут быть исполнены в простой гармонизации, с местными сложившимися вариантами, а также по какому-либо монастырскому или авторскому "обиходу" - например по "обиходу" Киево-Печерской Лавры, по "обиходу" Бахметьева и др.

Так называемое "пение на подобен" также потеряло свой быстрый и "будничный" характер пения и в настоящее время наоборот считается признаком "праздничного пения" (обычно на службах используют вариант подобнов по напеву Оптиной пустыни, сложившийся в устной форме на основе столпового распева, положенный некогда на ноты для четырех-голосного мужского состава, и в настоящее время отдельное песнопение или их группа, предназначенное для пения на один из имеющихся "подобнов", по изложенному в нотах образцу разучивается хором как музыкальное сочинение, с голоса или расписывается по нотам; при этом считается "высшим пилотажем", если хор сможет "с листа" без нот грамотно разложить и пропеть текст "на подобен" - и это действительно так, ибо для того чтобы пропеть "с листа" такую стихиру, в условиях заранее регламентированных правил гармонизации основной мелодии остальными сопровождающими голосами, требуется высокое гармоническое мышление и большая постоянная практика при условии стабильности певческого состава, чего не бывает почти ни в одном церковном хоре).

Мы не будем подробно останавливаться на всех этих вопросах, тем более, что они уже для многих труждающихся на ниве церковного пения известны из личной практики и достаточно широко освещены апологетами устнавного пения.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

О возможности формирования техники второй категории (с сильным импедансом) у любого певца (ученика)
Пересмотрев вышеизложенным способом возможности, таящиеся в С-А, мы понимаем, что воспитать в певце технику второй категории не только можно, но и нужно. Р. Юссон рассматривал существующие вокальные техники как их многообразие, "как функцию импеданса, приведённого на гортань" (1, стр.175) ...

Cinderella
Cinderella Эта американская группа из Филадельфии была сформирована в 1983 году Томом Кейфером (гитара, вокал) и Эриком Бриттингемом (бас) при участии Майкла Келли Смита (гитара) и Тони Дестра (ударные). Последние двое покинули состав банды в 1985 году и были заменены Джеффом ЛаБаром (экс-"Whi ...

Herman's Hermits
Herman ' s Hermits Сын полупрофессионального музыканта Питер Нун (р. 5 ноября 1947) начал свою карьеру с обучения в манчестерском музыкально-драматическом колледже. Еще в детстве он снялся в одной из главных ролей в мыльной опере "Coronation Street", а также появился в паре других фильмов ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru