Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 1

Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Печенкин Г. Б.

Конец 80-х - начало 90-х годов минувшего XX-го века ознаменовано в России возвращением к Православию, православным традициям, после 70-летнего тяжелейшего испытания для русского народа.

Важно отметить, что обращение к историческому духовному наследию не ограничивается только лишь интересом к русской православной культуре дореволюционного периода, в частности, предшествующих ему 1-2-х последних столетий; возникает глубокий интерес, в особенности среди учёных, а также практиков и любителей клиросного пения в РПЦ, к изучению и употреблению знаменного пения , как целостной системы, за богослужениями в РПЦ.

И этот интерес к использованию принципов древнерусского церковного пения за богослужением нельзя объяснить проявлением исключительно патриотических настроений и чувств, культурных, исторических, эстетических предпочтений или поиском музыкальной экзотики; напротив, для многих руководителей церковного пения в РПЦ прикосновение к знаменному пению явилось результатом поиска национальных мелодико-канонических форм, наиболее правильно, полно и целостно отвечающих задачам православного богослужения.

Прошло 16 лет с момента празднования 1000-летия Крещения Руси, уже более 10 лет в России практикуется знаменное пение. Настало время подведения некоторых итогов.

Итак, в каких направлениях развивается практика знаменного пения (не в старообрядческой среде) в настоящее время? Можно выделить три таких направления. Это клиросная, концертная и смешанная (клиросно-концертная) практики. Клиросную практику можно разделить на два типа: первый тип - когда знаменное пение воплощается как целостная система, второй - когда отдельные песнопения знаменного распева используется в качестве единицы репертуара, т.е. избирательно, в зависимости от ситуации, вкуса управляющего хором, требования настоятеля храма и проч. Концертная практика в общих чертах схожа с предыдущим репертуарным подходом, с той лишь разницей, что песнопения знаменного распева звучат вне богослужения. Смешанная практика предполагает использование теми или иными исполнителями песнопений знаменного распева как за богослужением, так и вне его.

Нами было рассмотрена и проанализирована певческая практика различных исполнителей знаменного одноголосного , начиная от конца 1980 - начала 1990 гг. по настоящее время. В зависимости от результатов анализа этой практики нами было выделено восемь типов - путей воплощения знаменного пения, названных условно как: 1) традиционный; 2) теоретизированный; 3) музыкально-эстетический; 4) экспериментальный; 5) модернистский; 6) «terra incognita»; 7) музыкальный исихазм; 8) музыкальная терапия. Необходимо отметить, что в конкретной практике того или иного исполнителя (одного, группы или хора) могут наличествовать смешанные типы воплощения знаменного пения. Также, в процессе становления исполнителя возможны переходы с одного типа на другой.

Итак, представим краткую характеристику каждого типа.

1) Традиционный. Последователи данного пути воплощения знаменного пения опираются на существующие традиции, а именно - дожившую до наших дней разнообразную певческую практику старообрядцев различных согласий, а также общин старообрядых (единоверческих), ориентирующихся на ту или иную локальную традицию или сохраняющих преемственность. Здесь, безусловно, учитываются следующие факторы: устная практика, певческие книги, певческие руководства, особенности прочтения невм и невмоформул, локальные исполнительские особенности. Изучение знаменного пения в данном случае может проходить как при непосредственном общении с носителями традиции, так и при помощи имеющихся аудиозаписей. Как правило, последователи традиционного пути воплощения выбирают в процессе своего знаменно-певческого становления в качестве ориентира, во-первых, одно из существующих направлений знаменного пения - наонное или наречное, во-вторых, определённую локальную традицию старообрядческого пения, перенося её в богослужебную практику в неизменном виде или корректируя, в зависимости от сложившихся условий и требований. Однако, на наш взгляд, при прямом следовании определённой локальной традиции, чрезмерное увлечение копированием может ограничить задачи богослужебного пения, сводя их в область фольклористики. Также, было бы не совсем правильно абсолютизировать живые традиции старообрядческого пения. В настоящее время, на наш взгляд, необходимо выверять содержание письменных источников, которыми пользуются в старообрядческой среде , сопоставляя их с близкими по певческому материалу источниками дораскольного периода - кон. XVI - нач. XVII века, а при использовании за богослужением пореформенного литургического текста - учитывать переводы XVII-XVIII вв. песнопений знаменного распева с новопечатным текстом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Сущность музыки
Вопрос "что есть музыка?", казалось бы, уже давно и согласно решённый, оказался в ХХ веке по-новому животрепещущим и остро дискуссионным. Когда музыкант безупречно высокого ранга говорит: "Если это музыка, то я - не музыкант", то вырисовывается какой-то непримиримый антагонизм м ...

Монастырские распевы
Монастырские распевы появлялись в каждом крупном монастырском центре, первым из которых в Киевской Руси была Киево-Печерская Лавра. Славились также распевы других старых русских монастырей - Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни. Все эти распевы полностью сфо ...

«Гимн любви»
Гимн любви – итоговый вывод, завершение цикла, кульминация, связанная с созревающим стремлением Листа посвятить себя служению Богу, хотя бы на пути обновления религиозной музыки, вложить новое содержание в застывшие канонические церковные формы. Следует отметить, что первоначально пьеса была написа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru