Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 6

Можно выделить несколько направлений в обучении знаменному пению , на основе которых в настоящее время складываются различные методики, причём в последних возможно сочетание нескольких таких направлений.

Итак, коснёмся основных четырёх направлений.

1) Практическое. Обучение знаменному пению происходит практическим путём: во время богослужения на клиросе, от опытных певцов, либо вне условий богослужения - от носителя традиции или при помощи аудиозаписей и наличии соответствующего им крюкового материала. Знаменная грамота осваивается в процессе пения аналитически или её вопросы вообще не затрагиваются, а певец в этом случае заучивает песнопения по слуху.

2) Солевое. Пометное знамя здесь рассматривается: а) как совокупность ступеней определённой звуковысоты относительно певческой лествицы (обиходного звукоряда) с характерным ритмическим рисунком, объединяющихся в мелодическую интонацию; б) как единица невменного алфавита, с помощью которого фиксируется распев, реже - как исключение из общих азбучных правил, при «переменности» знамени или «тайнозамкненности» в осмогласии, в контексте определённой попевки (кокизы) или лицевого начертания . При изучении песнопения обычно применяется сольфеджирование («пение по солям»).

3) Попевочное. Данное направление в основном связано с осмогласием и, в отличие от солевого, рассматривает знамя не как единицу алфавита, с правилами и исключениями, а только в совокупности с другими знамёнами и только в певческих формулах - кокизах и лицах (реже - строках), где знамя имеет своё местоположение и играет определённую роль. Исполнитель песнопения в таком случае уже видит не отдельное знамя, состоящее из определённых ступеней, или являющееся частью певческой формулы, но охватывает целое устойчивое графическое построение, определяет его и подсознательно переводит на мелодический язык - конкретный певческий оборот, соответствующий данному графическому построению и заранее известный исполнителю. По всей видимости, рассматриваемое направление широко применялось в старину: об этом свидетельствуют такие письменные памятники, как кокизики и фитники. Но, вероятно, данный способ изучения знаменного пения и понимания крюковой нотации был со временем утрачен и практически исчез из методик, применяющихся поныне в старообрядческой среде. Не смотря на то, что попевочное направление в настоящее время экспериментально и находится в стадии разработки, можно предположить, что методики, построенные на данном направлении, могут позволить значительно усовершенствовать понимание крюковой грамматики и знаменной семиографии в целом, как стройной системы, а также дать ключ для прочтения песнопений в беспометной нотации, как имеющих пометные аналоги, так и не имеющих. При изучении единиц мелодического фонда гласа в данном направлении может применяться в качестве упражнения пропевание вариантов мелодических формул со специальными внебогослужебными текстами (например, с названиями самих попевок). Необходимо заметить, что отсутствие попевочного направления в конкретной методике заметно обедняет результаты обучения знаменному пению, затрудняет и замедляет прочтение крюков, приводит исполнение по знамёнам к пению «на ощупь».

4) Основы дешифровки. Данное направление нетрадиционно по отношении к вышеописанным трём направлениям, близко по своей сути к солевому, но, в отличие от него, здесь знамёна объясняются при помощи линейной нотации или знаменное пение изучается по существующим двузнаменникам, аналитическим методом.

К методикам, основанным на описанных выше направлениях, как правило, отличающимся в деталях, но направленных на осуществление основной их задачи - освоения знаменного пения (а наше время стоит проблема и скорости обучения), можно присовокупить и методику «От нот к крюкам».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно стано ...

Интервалы на ступенях тональности
Интервалы Мажор Минор Прима (ч1) и Октава (ч8) все ступени все ступени Малая секунда (м2) III, VII II, V Большая секунда (б2) I, II, IV, V, VI I, III, IV, VI, VII Малая терция (м3) II, III, VI, VII I, IV, V Большая терция (б3) I, IV, V ...

Disharmonic Orchestra
Disharmonic Orchestra Свою брутальную деятельность "Disharmonic orchestra" начали в августе 1987 года. А основали данный проект два австрийца – поюще-рычащий гитарист Патрик Клопф и барабанщик Мартин Месснер. На первых порах к ним было прибился басушник Харальд Безек, но после второй дем ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru