Бортнянский Дмитрий Степанович

Информация » Бортнянский Дмитрий Степанович

Бортнянский Дмитрий Степанович

Родился в 1751 г. в Глухове Черниговской губернии. Обладая с детства прекрасным голосом, он обратил на себя внимание и был привезен в Петербург в придворную капеллу, где настолько выдвинулся, что императрица Елизавета поручила директору капеллы заняться его музыкальным образованием. Занятиями Бортнянского по теории музыки руководил Галуппи до самого своего отъезда в Италию. Вступившая на престол императрица Екатерина II пожелала, что Бортнянский закончил свое музыкальное образование за границей, и для этой цели Дмитрий Степанович был отправлен в 1768 г. в Венецию к своему учителю Галуппи. Продолжая свои занятия с Галуппи, Бортнянский по совету своего профессора ездил с научной целью в Рим, Милан, Болонью и Неаполь. Ко времени пребывания Бортнянского в Италии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения, 2 оперы, несколько ораторий.

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию - Бортнянский был удостоен звания композитора придворной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. был назначен директором придворной певческой капеллы. Заведуя капеллой, Бортнянский обратил внимание на комплектование хора лучшими голосами России, довел хор до высокого совершенства исполнения и энергично противодействовал распущенности пения, царившей в русских церквях. Порядок в пении был водворен постановлением Святейшего Синода, по которому предписывалось петь в церквях партесное пение только по печатным нотам, печатать партесные сочинения Бортнянского, а также и других композиторов, одобренные Бортнянским.

Бортнянский обратил также внимание на церковную мелодию, и по его ходатайству были напечатаны распевы, написанные крюками. Бортнянский сделал попытку разработать древние напевы нашего церковного песнопения, хотя труды его не вполне достигли цели. Из многочисленных сочинений Бортнянского изданы придворной певческой капеллой 35 концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосная литургия, 7 херувимских, 21 мелкое духовные песнопение, собрание духовных псалмов, четырехголосных и двуххорных хвалебных песен и пр.

Лучшими концертами Бортнянского считаются: "Гласомъ моимъ ко Господу воззвахъ", "Скажи ми, Господи, кончину мою", "Вскую прискорбна еси, душе моя", "Да воскреснет Богъ", "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи" и проч. Из всех сочинений Бортнянского особой знаменитостью пользовались его "Херувимские" и из них особенно была любима публикой "херувимская" № 7.

Умер Д.С.Бортнянский 28 сентября 1825 г. в Петербурге.

Информация о музыке:

Пути развития русской духовной музыки в послепетровскую эпоху (1730-1760 г.г.)
После Петра I центром музыкальной культуры в Русском государстве по-прежнему был императорский двор, и самые задачи искусства воспринимались прежде всего с точки зрения придворного этикета. Сравнительно скромный и деловой распорядок придворной жизни петровской эпохи сменяется при преемницах Петра ...

Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
В этой книге Е.Либерман пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно выбирать. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе – тоже. Так заучивается неверная, порой «варв ...

Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно стано ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru