Время и вечность

Яко тысяща лет пред очима Твоима

Господи яко день вчерашний .

(Пс. 89, 5)

Человеку средневековья окружающий мир являлся в двух планах, из которых один - земной, временный и призрачный, - был лишь приближенным образом и подобием другого - небесного, вечного, божественного мира. В силу этого, конкретные исторические события не воспринимались буквально, как нечто самоценное; их соотносили с Промыслом Божиим и наделяли провиденциально-эсхатологическим значением. Земная жизнь, будучи творением Бога, заключала в себе священную тайну Божественной Премудрости. К этой недоступной и невыразимой тайне можно было приблизиться, раскрыв сокровенный смысл сущего на земле, неизменно повторяющегося в своем обращении. Поэтому время в понимании средневекового человека шло совершенно по-другому, чем воспринимаем сейчас его ход мы.

Мы ощущаем время, движущимся вперед, - от прошлого к будущему, - и каждый момент в этом потоке исчезает, проходит бесследно и никогда не повторяется вновь. Не таким было время средневековья. Оно мыслилось, как бы состоящим из сегментов, циклов, которые повторялись вновь и вновь. Таким образом, время образовывало как бы всегда повторяющиеся круги.

Может быть это понимание рождалось из самой жизни и из природы, где вечно повторяются день и ночь, зима и лето, лунные и солнечные циклы, а также циклы работ человека, связанные со сменой времен года. Это время образует круговорот, в котором то, что было и прошло, вскоре наступит вновь - в следующий день, в следующий год.

Также строился и церковный год, который состоял из праздников, вечно повторяющихся и образующих замкнутый круг.

Этот круговорот времени отразился в церковном календаре. Из 15 лет состоял так называемый ИНДИКТ - период исчисления времени, введенный в 312 г. римским императором Константином Великим вместо применявшихся ранее языческих олимпиад; счет по индиктам употребляли в Византии, и вместе с христианством он пришел на Русь.

В XII веке Кирик Новгородец в своем "Учении им же ведати человеку числа всех лет" посвятил понятию об Индикте целый раздел.

Следующий временной круг, состоящий из огромного периода времени (532 года) сопрягал в себе 19-летние лунные циклы с 28--летними солнечными (28х19=532) и назывался ВЕЛИКИМ ИНДИКТИОНОМ. Великий Индиктион был составлен византийскими книжниками для определения праздника Пасхи. Древние пасхалисты считали, что по прошествии 15 Великих Индиктионов (по 532 года каждый) - т.е. 7890 лет - все исходные календарно-астрономические данные пасхального цикла должны обрести первоначальное значение.

Этот гигантский период времени назывался Великим Миротворным Кругом . Считалось, что по прошествии Великого Миротворного Круга, время остановится и произойдет второе пришествие Христа, наступит конец света, и воцарится Вечность.

В конце XV в. (1492г.) заканчивался рассчитанный в Византии Великий Миротворный Круг (7980 лет от предполагаемой даты сотворения мира). В это время на Руси были очень сильны эсхатологические и апокалипсические настроения. Падение Византии, происшедшее в 1453 г., казалось, было подтверждением близкого конца света. Но когда страшный год миновал, и ничего не произошло, священник новгородского Софийского собора Агафон, единомышленник знаменитого архиепископа Геннадия, составил в 1538 г. новую Пасхалию "Круга Миротворного" и произвел расчеты в рамках 15 Великих Индиктионов, доведя, таким образом, счисление до 7980 г. от "сотворения мира", или до 2472 г. от Рождества Христова. По этой Пасхалии Русская Православная Церковь живет и сегодня.

Великий Миротворный Круг не существовал в природе, а был лишь идеей христианского календаря, но тем не менее он совершенно реально существовал в бытии Церкви, воплощенным в церковных праздниках. В центре этого вселенского колеса времени стоял праздник Пасхи - Светлого Христова Воскресения. Пасха - это тот центр, к которому стремятся все временные круги Православия - от Великого Индиктиона до годового, седмичного (недельного) и суточного кругов церковного времени.

Информация о музыке:

Батальная музыка в России
Батальная музыка в России Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, Вит ...

Творческо-управленческий блок
Авторы и артисты-исполнители. В понятие артисты-исполнители, помимо самих артистов входят еще люди причастные к созданию их образа, т.е. хореографы, постановщики шоу, сессионные музыканты, имиджмейкеры и др. Музыкальные издательства. Это организации управляющие правами авторов музыкального материал ...

Густав Малер
Густав Малер (1860-1911) Австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (современная Йиглава). С 1875 учился в Венской консерватории, в том числе у Ю. Эпштейна (фортепьяно), в 1878-80 посещал философский (я ничего не пере ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru