Всенощное бдение

Страница 1

Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. "благодарение"). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере.

Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой - Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и в праздники, - но праздничная Литургия отличается особой торжественностью. Литургия совершается утром после восхода солнца, но счет церковных суток ведется с вечера, поэтому Литургии предшествуют вечерние богослужения. Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.

Вечерние службы в канун великих праздников Пасхи и Рождества Христова продолжались всю ночь до утра. Из таких служб родилось Всенощное бдение (бодрствование). В современной практике Русской Православной Церкви Всенощное бдение предшествует Литургии. Оно перенесено на вечер, объем его сокращен, совершают его под праздники и воскресные дни.

Всенощное бдение состоит из трех частей - вечерни, утрени и службы первого часа.

Вечерня открывается большим торжественным песнопением "Предначинательным псалмом". Текст его взят из Ветхого Завета из Книги Псалмов царя Давида - это 103-й псалом.

Это песнопение прославляет Бога-творца и красоту сотворенного мира. В нем говорится обо всем творении - о человеке, о животном мире, о природе. Как огромное полотно разворачивается величественная красота сотворенного мира - здесь все: и звезды, и солнце, и луна, и красота земли, гор, глубины морей. Но не только великие и безмерные творения представлены в псалме - псалмопевец Давид останавливает свой взор и на малом: на птицах, на маленьких зверьках, скрывающихся среди камней. Ведь даже самое малое в мире таит в себе великое чудо: "Вся премудростию сотворил еси!" - восклицает хор в заключительной строфе песнопения.

После "Предначинательного псалма" призывом священника "Миром Господу помолимся" открывается великая ектения (греч. "прошение"). В великой ектении 11 прошений. Это молитвы о "мире всего мира", "соединении всех", о Церкви, о родной стране, о мирных временах и т.д. На каждое прошение хор от лица народа отвечает: "Господи, помилуй". Ектении, как стержень, пронизывают все богослужение - они постоянно повторяются между пением и чтением. Кроме великой ектении, есть ектения сугубая (особая, усиленная), когда хор трижды отвечает: "Господи, помилуй", есть ектения заупокойная - об умерших, а также ектения просительная . Ектении присутствуют не только во Всенощной, но и во всех других церковных службах.

Следующее песнопение вечерни "Блажен муж" также поется на текст из "Псалтири". В нем говорится о человеке праведном, который живет в "законе Господнем" и не участвует в делах нечестивых грешных людей. Такого человека ждет удача во всех земных делах.

Далее, после пения стихир - особых песнопений, посвященных данному празднику или святому, - следует древнейший христианский гимн - "вечерняя песнь" - "Свете тихий". Он сохранился с эпохи гонений на христиан. Посвящен этот гимн Иисусу Христу. Христос сравнивается здесь с тихим светом заходящего солнца. Образ этот говорит, что Христос светом Своего Божества заменит земное сотворенное солнце, и Сам явится светом Невечерним для верующих людей. Этот гимн по своей музыке часто бывает и лирическим, и торжественным.

И последнее песнопение вечерни - "Ныне отпущаеши". В основе его лежит евангельская молитва старца Симеона, который первым встретил младенца Христа в Иерусалимском храме и произнес о Нем публичное пророчество как о Боге, где раскрыл Его будущее, а также будущее народа Израиля и всех народов земли Это песнопение говорит о наступлении новой эры - эры Христа.

Вторая часть Всенощного бдения - утреня. В древности она служилась перед рассветом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, после которой звучит пение стихов: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне". Этот стих поется на один из восьми гласов и означает, что Бог явился человеку в лице Иисуса Христа. Затем наступает кульминация всей Всенощной - "Полиелей", что означает в переводе с греческого "многомаслие" или "многомилостие". Это название происходит от повторения в этой части богослужения слов: "яко в век милость Его" и возжжения в это время елея (масла) в лампадах в церкви.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой
Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы аппликатуры. Возникают и новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур. Ц ...

Игра на опоре дыхания
исполнительский дыхание игра звукообразование Важная особенность медных духовых инструментов, это наличие твёрдого мундштука. Чем выше регистр и громче динамика звучания, тем плотнее воздушная струя которая напирает на губы исполнителя изнутри вынуждает подпирать их снаружи. Заставляя оставаться в ...

Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка
Билет № 1 1. Воспитательная работа педагога специального класса. Воспитательная работа педагога специализированного класса проходит по следующим направлениям. Это воспитание кругозора, моральных качеств, таких как воля, характер, эстетические чувства, интерес к труду, здоровье, физическое развитие ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru