Пасха. Светлое Христово Воскресение

Информация » Пасхальный цикл » Пасха. Светлое Христово Воскресение

Страница 1

Вот наступает этот Великий Праздник, к встрече которого в течение долгих недель готовила верных своих чад Св.Церковь - это светозарное Торжество, Царственный день, ради которого мы проходили подвиг поста.

События, предваряющие и следующие за Воскресением Христовым, описаны во всех 4-х Евангелиях. Но сам момент Воскресения сокрыт от всех людских взоров, поскольку оно совершалось при запечатанном Гробе, как свидетельствует хранительница Христовых тайн Св.Церковь. Время Воскресения Христа не совершенно нам открыто. Когда мироносицы, при восхождении солнца шли ко Гробу Господню, он уже был открыт, и ангелы возвещали Воскресение Христово, уже совершившееся. Гораздо ранее потряслась около Гроба Господня земля, ангел отвалил от гроба камень и светом своего явления привел в ужас и тем удалил стражей. Поэтому повсеместно утвердился обычай начинать торжество праздника Пасхи тотчас после полуночи. Но еще только спускается вечер, а храмы и дворы церквей уже полны народа. Что-то таинственное и радостное наполняет все вокруг. Сам весенний воздух полон какого-то радостного волнения - вокруг блеск глаз, приглушенные взволнованные разговоры, трепетное ожидание чуда.

Уже в течение нескольких часов в храме читают книгу Деяний Апостолов. Но вот начинается пасхальная полунощница. Хор поет ирмосы, канона Великой Субботы "Волною морскою". Совсем по-иному, чем день назад звучат сейчас эти песнопения. Вчера - трагично, а сегодня - с внутренней, готовой вырваться наружу радостью. На 9-й песни Плащаницу священники уносят в алтарь. Еще несколько минут тишины, и вот из-за закрытых Царских врат доносится тихое пение. Оно повторяется три раза и с каждым разом все крепнет, и вот уже хор подхватывает его. Царские врата отверзаются и шествие с иконой Воскресения Господня и с хоругвями выходит из алтаря, устремляясь из храма - туда, наружу - к небу, к ветру, к деревьям, к звездам. Все, стоящие в храме и вокруг, вливаются в это шествие и идут. Огоньки свечей трепещут на ночном ветру, как трепетные души людей, горящие радостью. Пение все крепнет, повторяясь многократно: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!" (воскресная стихира 6 гласа). Обойдя вокруг церкви, шествие останавливается у входа, у закрытых дверей, которые символизируют закрытый Гроб Христов.

"Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне, и присно, и вовеки веков,"- произносит священник, возвысив голос, - и гремит воскресный тропарь, многократно повторяясь хором и народом: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!"

Впереди перед храмом, растворяясь в ночи, колышется темное море людской толпы, которое, словно всплесками, сотнями и тысячами голосов отвечает на пасхальные возгласы священника:

- "Христос Воскресе!"

- "Воистину Воскресе!"

Потом с ликованием входят в храм, и начинается торжество, какого еще никогда не было. Вот он, прообраз брачного пира Агнца!

От сияния огней слепит глаза, благоуханный аромат ладана наполняет храм, блеск огней тысячекратно отражается в разноцветных камнях, золоте и серебре окладов и паникадил, в парче облачений. Пение хора - яркое, ритмичное, ликующее, словно огонь, охватывает сердце.

Все велелепие и красота, какие только мог создать человек, славящий таинство вечной воскресающей Жизни, соединяются в этом "празднестве празднеств и торжестве торжеств".

На пасхальной службе все поется и ничего не читается: поются не только ирмосы, но и тропари канона, поются Часы.

Пасхальный канон имеет быстрый синкопированный ритм, в котором слышатся и колокольные трезвоны, и ритмы русских плясовых наигрышей. В Новгородской Софии поют Пасхальный канон священника В.Старорусского. Этот новгородский церковный композитор жил в первой половине XIX века. Могила его находится в Антониевом монастыре за собором Рождества Богородицы. Музыка Пасхального канона В.Старорусского несет отпечаток своеобразия новгородского напева ирмосов 1-го гласа.

Литургия в Пасху бывает самая наиторжественнейшая, какая только может быть в каждом храме. Она следует сразу же за утреней после чтения "Пасхального Слова" Иоанна Златоуста. Все самые лучшие, самые праздничные песнопения поются на пасхальной Литургии. Многократно повторяется тропарь Пасхи " Христос Воскресе". Он, как правило, поется разными напевами и на разных языках, как и Евангелие от Иоанна, которое также читается на нескольких языках в знак торжества Вселенской Церкви, празднующей победу Христа над смертью и адом.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

"Пер Гюнт"
Музыка Грига к драме Ибсена “Пер Гюнт” стоит в ряду таких высоких образцов этого жанра, как “Эгмонт” Бетхо­вена, “Сон в летнюю ночь” Мендельсона, “Князь Холмский” Глинки, “Арлезианка” Бизе. Созданная для театральной постановки, музыка к “Перу Гюнту” получила значение само­стоятельного художествен ...

Hate Dept
Hate Dept Сформированная в начале 90-ых годов лидером группы Сейболдом "Hate dept." – исполняет музыку, представляющую собой смесь равных частей индастриал-дэнс-рока и панк-рока. Мульти-инструменталист Сейболд отвечает в группе за клавишные, гитару, перкуссию, а также за "хейтдепт ...

Византийское пение - каким оно явилось на Руси. Периоды развития
Каким же было византийское пение, послужившее своего рода "материалом" для создания русского церковного пения? Самой общей основой восточно-христианского пения, определяющей его коренное отличие от западно-христианского, католического, является принцип хорового одноголосия без инструмен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru