Джаз в литературе и философии

Информация » Психология джаза » Джаз в литературе и философии

Страница 2

Но в чем и каким образом можно добиться подобия между жизнью как таковой, как непрерывным потоком бытия, и - произведением искусства? Очевидно, такое подобие, чтобы быть жизненным, должно опираться на непрерывную длительность, а чтобы быть подобием человеческой жизни - на длительность одушевленную, на ритм. Но из искусств такие законы присущи только музыке - лишь она актуально существует только во времени, ритмически членя его непрерывный поток. И только джаз при этом "имморален" и свободен от сферы "слишком человеческого" .

"Основать государство на музыке: древние греки не только понимали это, но и требовали от себя". Это Ницше писал в "Несвоевременных размышлениях", и там музыка еще служила ему определением праосновы бытия - метафизического начала с не очень четким ритмом. Однако уже в "Заратустре" музыка есть прежде всего ритм - ритм, являющийся законом бытия "высшего человека". Не в силах устоять перед очарованием этого сверхчеловечески-имморального ритма, Ницше пытается выразить его пластически, ноги его словно рвутся в пляс, которого он на беду свою никогда не видел и не слышал, но который он пророчески предощущает, ибо чаяние сверхчеловека есть своего рода джазовый экстаз:

"На мою ногу, страстно желающую пляски, бросала ты /жизнь - И.Э./ взор смеющийся, вопрошающий, расплавляющий взор-качалку:

Только дважды тронула ты свою погремушку маленькими ручками - и уже закачалась моя нога в страстном желании пляски. -

Мои пятки поднимались, пальцы моих ног прислушивались, чтобы понять тебя: ведь у танцора уши - в пальцах ног его!".

" .добродетель моя - добродетель танцора, и часто прыгал я обеими ногами в золотисто-изумрудный восторг".

"Кривым путем приближаются все хорошие вещи к цели своей. Они выгибаются, как кошки, они мурлычут от близкого счастья своего, - все хорошие вещи смеются.

Походка обнаруживает, идет ли кто уже по пути своему: смотрите, как я иду! Но кто приближается к цели своей, тот танцует". "Поднимайте сердца ваши, братья мои, выше, все выше! И не забывайте также и ног! Поднимайте также и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а еще лучше: стойте на головах !".

Не будем воспринимать эти тексты чересчур буквально и однозначно. Ритм-"качалка", к которому прислушиваются пальцами ног, танец-походка, выгибающийся, как мурлычущая кошка, прыжки обеими ногами "в золотисто-изумрудный восторг" - не обязательно блюз или степ. В плясках Заратустры столько же ритма, сколько и метафизики. Однако мы говорим о джазе как явлении универсальном. Поэтому, соблюдая меру, не будем в то же время глухи и слепы. Образы, в которых пластически выражена вибрация жизнетворчества "высшего человека", к пластическим образам девятнадцатого столетия никакого отношения не имеют. Будучи великим джазменом по самой сути своего творчества, Ницше пытался услышать и ощутить ритмические и пластические формы воплощения джазовой сущности. Он словно бы предчувствовал, что именно в ритмике джаз найдет свое наиболее органичное выражение, и воссоздал эту ритмику из универсальной формулы джаза - "сверхчеловеческой" и "безнадежно эстетской".

Музыка и ритм сверхчеловека есть джаз. Но при этом только музыка и ритм могут быть законом, по которому строится чисто эстетическое существование. "Овладение жизнью ритмом" - это выражение из статьи Григола Робакидзе как нельзя лучше определяет механизм чисто эстетического существования. Ритм овладевает жизнью настолько, что захватывает и область нравственного. "Добродетель моя - добродетель танцора". Вопрос о добре и зле становится, как и все прочие, вопросом попадания в ритм!

В последние годы перед духовной смертью у Ницше сформировались довольно своеобразные музыкальные пристрастия. Он предпочитал яркое, ясное, отрывистое, резко контрастное, без полутеней. Воплощением этого отчасти навязанного самому себе идеала служила музыка "Кармен". Но может быть, что на холодно-хохочущих вершинах дионисийского опьянения являлась ему , пытаясь обрести плоть и звучание, еще и иная музыка .

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Enid
Enid Весной 1997 года два 17-летних австрийца, помешанных на музыке, решили вернуть времена культового альбома "Minas Morgul" своих соотечественников " Summoning". Звали этих ребят Мартин Вайс и Флориан Даммаш. Мартин с 5 лет бренчал на пианино и имел способности к сочинению пес ...

Byrds
Byrds Обычно этот коллектив ассоциируется у знатоков рок-музыки со стилем "фолк-рок". Но в творческой биографии "Byrds" есть период, когда они исполняли музыку, находящуюся на стыке разных жанров, близкую к тому, что сейчас называется арт-роком. Первоначально группа возникла под ...

Равномерные темперации
§ 1. Попытки разрешить проблему строя, пригодного для музыкальных целей, посредством неравномерных темперации, окончились неудачей, так как эти темперации давали возможность пользоваться ограниченным количеством тональностей (в отдельных тональностях появлялись так называемые «воющие» интервалы). Н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru