Диатонические лады и ладообразование в современной музыке

Информация » Лад. Использование диатонических ладов в произведениях Б. Бартока » Диатонические лады и ладообразование в современной музыке

Диатоника (от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон, букв. - идущая по тонам) - семиступенная система, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и другие натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор), лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский.

В более широком смысле к области диатоники относят также так называемые условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады и звукоряды. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда. Ангемитонная пентатоника также может трактоваться как неполная диатоническая система.

Многообразные формы диатоники составляют основу западноевропейского и русского народно-песенного искусства, а также профессиональной европейской музыки, в особенности после утверждения многоголосия в качестве преобладающего типа музыкального изложения. С установлением господства "гармонической тональности" - мажора и минора (с XVII века) - получает широкое развитие новый вид диатоники, опирающийся на функциональную систему трёх главных трезвучий - тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим квинтовым родством. В XIX - начале XX вв., с одной стороны, возрождается старинная диатоника и широко вводится диатоника народного склада и близкая к ней (у Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, в особенности у русских композиторов - М. Глинки, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и др.).

В современной музыке встречается большое число диатонических ладов. Наряду с исторически традиционными разновидностями семиступенной диатоники - особыми диатоническими ладами, классическим мажором и минором, - к ним причисляются также малообъемные лады, пентатоника, обиходный звукоряд и целый ряд новых форм.

В XX веке, как и в XIX, диатоника особенно широко культивируется теми композиторами, чье творчество тесно связано с народными истоками. Традиции таких ярких представителей национальных композиторских школ XIX века, как Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Ф. Шопен, Э. Григ, продолжили в XX веке К. Дебюсси, М. Равель, И. Стравинский, Б. Барток, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Р. Щедрин, С. Слонимский, А. Гаврилин и др.

В музыке XX века не только увеличивается удельный вес диатонических ладов, но и обогащаются их виды и методы использования. Рассмотрим сказанное на примере музыки венгерского композитора XX века Бэллы Бартока.

Информация о музыке:

Лень
Итальянец, хваткий провинциал, с 16 лет активно работавший в имперской столице Вене, он служил капельмейстером в Итальянском департаменте Венской оперы, не отказывался ни от каких спектаклей - и пользовался среди певцов репутацией "удобной подставки под голос": всегда ждал, никогда не заб ...

"Штутгартский дневник"
В 1829 году Шопен завел себе альбом, в который по традиции того времени он намеревался собирать автографы своих друзей. Так сложилось, что альбом этот стал одновременно и собранием его собственных записей. На первой его странице было написано: "Альбом Фр. Шопена в Варшаве 1829". Он был не ...

Петербургская музыка как синоним русской музыки
Представление Стасова о русской национальной опере, нашедшее воплощение в творчестве петербургских композиторов, оформилось только к концу 1880-х годов, когда понимание национального искусства под знаком эмансипации и интернациональной солидарности уже давно начало переходить в своего рода ранний к ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru