Неизвестное сочинение Генделя

Информация » Неизвестное сочинение Генделя

Страница 1

«Слава в вышних Богу!» - этими словами, как известно, открывается одна из важнейших частей мессы, именуемая на латинский манер Gloria. В разные эпохи музыку на канонический текст Gloria создавали величайшие европейские композиторы: Палестрина и Монтеверди, Бах и Вивальди, Моцарт и Бетховен. А можно ли представить в этом ряду Генделя? Согласитесь, вопрос этот способен поставить в затруднительное положение даже профессионального историка музыки. Действительно, вроде бы Гендель писал какие-то сочинения на латинские тексты, но полных циклов католических месс за ним никогда не числилось. И все же, вооружившись соответствующим томом Систематического указателя произведений композитора, в его творческом наследии можно обнаружить сочинение под названием Gloria для нескольких вокальных партий и оркестра, написанное примерно в 1740 году и кодифицированное составителем данного указателя немецким исследователем Б. Базельтом как HWV 245.

Но вполне вероятно, Гендель обращался к этому тексту как минимум еще раз, причем гораздо раньше. Во всяком случае, не далее, как в прошлом году Председатель Генделевского общества в Гёттингене, профессор Гамбургского университета Ханс Йоахим Маркс сообщил о сделанном им открытии: просматривая манускрипты, хранящиеся в библиотеке Королевской Академии музыки в Лондоне, он обнаружил в одном переплете с различными генделевскими ариями доселе неизвестное (причем абсолютно законченное) сочинение композитора на текст Gloria, написанное для солирующего сопрано в сопровождении струнных. И открытие это было столь неожиданным для самого исследователя, что, он сравнил его с «ярким лучом света с Небес», подчеркнув, что подобные удачи в жизни музыковеда-историка случаются не чаще, чем один-два раза в жизни.

Несмотря на то, что найденная рукопись не является подлинным автографом Генделя, сам Х.Й. Маркс, а также целый ряд известных ученых, изучающих творчество Генделя (М. Талбот, К. Прайс, Дж. Робертс и др.), однозначно идентифицировали это неизвестное сочинение как работу Генделя, относящуюся ко времени его пребывания в Италии (1707-1709).

Обнародование этих результатов вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы. Крупнейшие газеты Запада поместили сообщения о находке на первых страницах, подчас даже не удосужившись ознакомиться с партитурой. Так, например, знаменитая «Нью-Йорк Таймс» первоначально назвала Gloria хоровым произведением. Но и музыканты старались не отставать от журналистов, сравнивая вновь найденную вещь как минимум с «Мессией». А Николас Макгеган, под руководством которого две части из Gloria впервые прозвучали 15 марта 2001 года в Лондоне, а все сочинение целиком было исполнено на Гёттингенском генделевском фестивале 3 июня 2001 года, сравнивал эту находку с обнаружением гробницы Тутанхамона.

Впрочем, теперь, когда страсти уже несколько улеглись, когда Gloria прозвучала в различных европейских странах и в США, была записана на несколько компакт-дисков, а ее партитура опубликована издательством Bдrenreiter, можно уже более трезво оценить данный феномен.

Найденное сочинение представляет собой многочастную сольную кантату, написанную на канонический латинский текст. В музыкальном отношении сочинение это довольно эффектное - с яркими темами, сильными контрастами аффектов между частями и исключительно виртуозной партией солирующего сопрано, особенно в заключительном разделе (Cum sancto spiritum). Да и в композиционном отношении выстроено весьма искусно - с довольно логичным тональным планом целого, структурным своеобразием каждой части и интонационными связями между частями, несомненно, скрепляющими общее целое. И целое это прежде всего музыкальное. Ибо с текстом автор обращается достаточно свободно - в том смысле, что повторяет отдельные слова и фразы канонического текста, нарушая свойственную ему изначально цельность, фактически используя его как текст для оперных арий того времени.

Рукописная партитура Gloria (без указания имени автора музыки) по мнению авторитетных специалистов была выполнена в начале 1730-х годов и, судя по почерку, выполнена явно не Генделем. В библиотеку Королевской Академии музыки в Лондоне эта рукопись попала еще в 1837 году вместе с библиотекой Р.Дж.С. Стивенса, которому в свое время досталась от его учителя - известного певца Уильяма Сэвиджа (1720-1789), принимавшего участие в исполнении многих генделевских произведений.

Но что особенно интересно, никто ни от кого рукопись Gloria не прятал. Она была вполне доступна. Более того, предположение о том, что произведение это могло быть создано Генделем, также не является новостью. Во всяком случае, в списке сочинений композитора, опубликованном в знаменитом лондонском издании материалов генделевского симпозиума 1954 г. (под ред. Дж. Абрахама), Gloria значится в числе возможных, хотя и «сомнительных» творений Генделя. Начальные темы этой кантаты были опубликованы в 1983 году в журнале Early Music (vol. 11, p. 295). Наконец, заметим, что рукопись Gloria уже как минимум 10 лет доступна всем интересующимся: с нею легко можно ознакомиться, приобретя микрофильм, на который переведены рукописи из библиотеки Королевской Академии музыки. Так что Х.Й. Маркс фактически не был первооткрывателем. Он лишь предложил собственный вариант атрибуции Gloria как сочинения однозначно принадлежащего творческому наследию Генделя.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

О художественном мире "Симфонических танцев" С. В. Рахманинова
Грачев В. Н. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51,52). В притче о десяти девах Господь дает уразуметь: не вскорости будет Второе Его пришествие; случится оно ...

Неделя о мытаре и фарисее
Первая подготовительная неделя (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14). Притча эта говорит о начальной ступени духовной жизни - о приближении к Богу. На примере этой притчи Церковь указывает истинное начало и основание покаяния - смирение, и главный источник г ...

Клавесинная музыка Ж.Рамо
Рамо родился и вырос среди музыкантов – профессионалов в одном из древних музыкальных центров Франции – городе Дижоне, в семье органиста. День его рождения неизвестен, а крещен он был 25 сентября 1683 года. Столица Бургундии издавна славилась как один из древнейших очагов французской музыки. Жан Р ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru