У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана партнер кларнета

Информация » У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана партнер кларнета

Страница 1

Как-то в конце 1980-х годов я привел к своим студентам-оркестрантам на занятия по истории музыки знакомого исполнителя на исторических духовых инструментах. При виде подлинного (не реконструированного!) кларнета времен Вивальди особенно возбудились, естественно, кларнетисты, и мне приятно было увидеть, как безошибочно верно они впервые брали его в руки – тростью вверх – хотя знали они о такой позиции этого барочного персонажа только из книг и лекций. Но сенсацией стал шалюмо[1]. «Наконец-то, – по-детски восторгались кларнетисты, – можно поиграть на настоящем шалюмо, мы его даже на картинках не находили, а ведь это предок нашего инструмента!». Я попытался было их в этом разубедить, но не очень уверенно. Специально такой темы я не разрабатывал. Но в инструментоведческой литературе уже тогда сведений накопилось достаточно. Опираясь на работы Колина Лоусона[2] и других знатоков[3], попытаюсь теперь восполнить несостоявшуюся лекцию.

Предполагают, что шалюмо появляется в конце XVII века в ходе переделок блокфлейты с целью усиления звука: в нее встраивается трость, а вскоре добавляются и два клапана, с помощью которых заполняются пустоты диапазона (между самым высоким тоном и первым из тех, что извлекаются путем передувания). Первое достоверное упоминание шалюмо содержится в описи инструментов придворной капеллы герцога Генриха Сакс-Ремхильдского в 1687 году; там упомянут ансамбль (консорт) из четырех таких инструментов (Ein Chor Chalimo von 4 stьcken), закупленных в Нюрнберге. Упоминание именно этого города в неопровержимом денежном документе, как ни странно, разрешило одну из музыкально-исторических проблем.

Автор опубликованного в 1730 году «Исторического очерка о нюрнбергских математиках и художниках» Я.Г. Доппельмайр[4] сообщает, что инструмент под названием шалюмо изобрел именно в Нюрнберге выдающийся мастер Иоганн Кристоф Деннер (1655—1707), который стал также изобретателем кларнета. К этим утверждениям долго относились скептически: во-первых, видимо, полагали их лишь результатом «местнического» (нюрнбергского) патриотизма, а во-вторых само название шалюмо звучит скорее по-французски, что, возможно, смущало более всего. Однако увлечение Деннера французскими методиками общеизвестно. Он, по-видимому, первым в немецких землях стал, следуя французскому опыту, изготовлять духовой инструмент не из цельного куска дерева, а из трех долей, соединяемых воедино.

Но главная ошибка скептиков была не в этом. Долгое время они полагали, что И.К. Деннер пришел к идее кларнета через усовершенствование шалюмо, доведя его до конструкции кларнета и якобы исчерпав тем самым в устаревшем шалюмо всякую надобность. Однако и Якоб Деннер (1681—1735), сын И.К. Деннера, судя по записям в городском архиве Нюрнберга, продолжал изготовлять оба инструмента. Семейная приверженность Деннеров к французской технике инструментостроения (отсюда сам выбор и орфография названия шалюмо) приводила к ошибочному выводу о французском происхождении инструмента вообще[5].

Шалюмо органологически близок барочному кларнету, отличавшемуся характерным раструбом, иным расположением игрового отверстия для большого пальца и меньшими (с целью облегчения передувания) размерами мундштука. Такой кларнет, однако, шалюмо не вытеснил, так как качество звучания его низких тонов было настолько неудовлетворительным, что в этом регистре предпочитали использовать шалюмо. Оба инструмента долгое время существовали параллельно и независимо друг от друга.

Басовый шалюмо успешно удерживал монополию в той регистровой зоне, в которой ныне используется бас-кларнет. Поэтому ошибочно считать кларнет XVIII века инструментом, сразу сменившим шалюмо.

Другой нюрнбергсктй автор И.Ф.В.К. Майер (1732) писал о сходстве техники игры на шалюмо и блокфлейте, хотя именно на шалюмо, как он сообщал, «играть труднее из-за тяжелой атаки звука»[6]. По его данным диапазон сопранового шалюмо с двумя клапанами не превышает f' — c'''. Он же упоминает прочие инструменты того же консорта: альтовый (quart), теноровый и басовый шалюмо с диапазонами соответственно c' — f'', f — b', c — f'. Судя по органологическим особенностям немногих сохранившихся образцов, изготовленных Якобом Деннером, позиция мундштука при игре на шалюмо была тростью вверх (как и на барочном кларнете). У Я. Деннера в 1720 году в списке инструментов для аббатства Геттвейг (пригород Вены) упомянут консорт из трёх шалюмо: premier chalimou [сопрановый], secont chalimou (alt-chalimou), chalimou basson. Последний, скорее всего, тот же, что и басовый шалюмо у Майера, но большего размера, судя по разнице в цене.

И. Вальтер[7] уподобляет звук шалюмо пению сквозь зубы, а Й. Маттезон в пособии «Об оркестре по-новому» упоминает «так называемый шалюмо» (den so-genandten Chalumeaux) и его «слегка завывающее звучание» (etwas heulende Symphonie)[8]. А вот во Франции в XVIII веке упоминания шалюмо редки, разве что в соответствующей статье у Дидро и Д'Аламбера в «Энциклопедии», где звук инструмента назван неприятным и диковатым, хотя здесь же говорится о его более приемлемых качествах в руках у хорошего исполнителя. К.Ф.Д. Шубарт отметил «индивидуальный и нескончаемо приятный характер» звука у шалюмо и добавил: «музыка во всем арсенале своих средств потерпит ощутимый урон, если этот инструмент выйдет из употребления»[9].

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Личностные качества продюсера
Успех управленческой работы в шоу-бизнесе во многом определяется именно личностными качествами характера продюсера. Именно они помогают продюсеру добиваться своих целей при этом, поддерживая в коллективе жесткую дисциплину, сохраняю творческую атмосферу. Такая форма управления возможна благодаря на ...

Межпредметные связи
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально-и ...

Карл Мария фон Вебер. Забытые симфонии
Когда в 1812 году издательство "Андрэ" выпустило в свет голоса симфоний Карла Марии фон Вебера, это «ничем не выдающееся» событие почтили вниманием лишь немногие. Совсем иначе сложились обстоятельства 150 лет спустя, когда стараниями Фрица Озера и Ханца-Хуберта Шёнцелера были напечатаны п ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru