Улыбающийся Бетховен

Информация » Улыбающийся Бетховен

Страница 5

Время возникновения серенады – на рубеже XVIII–XIX веков – открывает широкие возможности для различных творческих решений, разнообразия исполнительских трактовок. Серенаду исполняют то сугубо в «венском» плане, то – в романтическом ключе, а подчас и не выходя за рамки барочного стиля. На наш взгляд, эталонным можно считать вариант в исполнении трио Я. Хейфец – У. Примроз – Г. Пятигорский, записанный в 1960-е годы. Помимо яркой индивидуальности каждого из исполнителей, восхищает высочайший уровень ансамблевой игры. Что, в общем-то, не удивительно, учитывая, что это струнное трио существовало с 1929 года и музыканты, как писал Г. Пятигорский в своей биографии, «провели бессчетное количество часов, играя камерную музыку»[19].

В 1968 году серенаду записало трио А. Grumiaux – G. Janzer – E. Czako. «Их исполнение предельно музыкально и удивительно естественно; эти артисты довольствуются тем, что дают музыке говорить самой за себя»[20]. В этом ансамбле скрипка играет ведущую роль. В то же время альт и виолончель не являются просто фоном, составляя со скрипкой единое гармоничное целое. Каждая часть в этом исполнении продолжает, образно развивает предыдущую, и вся серенада представляет как бы лирическую историю из жизни Вены.

В 1989 году серенаду исполнило «звездное» трио в составе: А.-С. Мутер – Б. Джьюранна – М. Ростропович. В этом прочтении каждая часть серенады является отдельной музыкальной картинкой. Мутер не всегда следует бетховенским динамическим указаниям. Ее игра очень индивидуальна, импульсивна и, несомненно, приковывает к себе внимание. Виолончель галантно уступает дорогу скрипке и альту, являясь и чутким партнером, и надежной опорой ансамбля. Все сольные места сыграны очень тонко, глубоко продуманно, с широким спектром эмоциональной подачи, от мягкого рр до бурных залихватских аккордов в народном духе гордой темы из эпизода полонеза. Альтист Б. Джьюранна записал это трио и в составе другого ансамбля – Trio Italiano d’Archi (1970 г.) c замечательным скрипачом, первым солистом камерного ансамбля «Виртуозы Рима», Ф. Гулли и виолончелистом Д. Карамья. В обоих ансамблях альт играет заметную роль, ярко, живо проводя свои темы и эпизоды. Он является тем звеном, которое скрепляет всю музыкальную конструкцию.

Большой интерес представляет запись трио L’Archibudelli (V. Beths – J. Kussmaul – A. Bylsma), в котором скрытым лидером является виолончель. Музыканты исполняют серенаду строго в барочном стиле, в т.н. «аутентичной» манере. Ломаные аккорды, минимум вибрации в медленных частях, «раздувание» и затухание каждой длинной ноты, смягченные акценты, подчеркивание лиг. Все выверено, продуманно, синхронно, но … без эмоций. Есть ощущение общего целого, но нет индивидуальности каждого участника, творческой свободы. Не затерялся ли Бетховен во всех этих угасаниях, затуханиях, вздохах?

Совсем иная трактовка серенады у трио И. Перельман – П. Цукерман – Л. Хартель (1989 г.). Если в интерпретации L’Archibudelli превалировали медленные темпы и несколько архаичное исполнение, то здесь налицо романтический подход. При этом не всегда соблюдаются авторские указания. Более подвижным оказывается темп в Менуэте и Полонезе, сильно изменен темп в минорной вариации (без авторского указания на этот счет). Значительная активность каждого исполнителя в ансамбле приводит к тому, что целое скорее напоминает соревнование в подаче своего материала, чем выверенный ансамбль.

Мы коротко остановились лишь на нескольких исполнениях, хотя записей серенады за рубежом очень много[21]. Секрет ее популярности, видимо, заключается в том, что музыкальный язык этого сочинения, его светлые, порой насмешливые, порой театрально-драматические интонации, находят отклик у современного слушателя, поглощенного не только борьбой за выживание и за место под солнцем, но способного радоваться жизни, любить и восхищаться красотами искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Четвертая соната, op. 11, 1925, c-fis
Также одночастное произведение. И так же богатое пестрыми красками различных музыкальных характеров. Основной тип экспрессии сонаты - мрачно-взволнованный, с частыми быстрыми переходами от бушующей стихийной безудержности (когда звуковой поток, как кажется, может выплеснуться за пределы клавиатуры) ...

Рождение Действительного оперного театра (1928 год)
Первым оперным театром Рима был Театр Арджентина, который затем был превращен в главный драматический театр столицы Италии. Рим единственный среди больших и малых городов Италии находился в унизительном положении, не имея специального здания оперного театра. Необходимость в сооружении театра была т ...

Corrosion of Conformity
Corrosion of Conformity Эта американская команда прославилась тем, что смогла скрестить энергетику панка с тяжелыми металлическими риффами, положив начало новому стилю, впоследствии названному кроссовер. А началось все в 1982 году, когда школьные товарищи Вуди Веземэн (гитара) и Рид Маллин (ударные ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru