Пётр Ильич Чайковский

Информация » Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

(7. V. 1840, Воткинск - 6. XI. 1893, Петербург)

Пётр Ильич Чайковский (Tchaikovsky)

Г. Маркези

Сын горного инженера и одарённой пианистки французского происхождения, второй из шести братьев (младший, Модест, станет его либреттистом и биографом). Сперва изучает право и учится игре на фортепиано, затем с 1861 по 1865 год обучается в Петербурге в музыкальных классах Русского музыкального общества и консерватории (с 1862 года) под руководством Зарембы, А. Рубинштейна, Чиарди и Штиля. В 1862 году оставляет службу в Министерстве юстиции; в 1866 году Н. Рубинштейн приглашает его на кафедру гармонии Московской консерватории, где композитор преподавал в течение одиннадцати лет (среди его учеников - Танеев). В 1877 году после неудачной женитьбы обретает в лице богатой вдовы Надежды фон Мекк меценатку, обеспечившую ему годовую пенсию в 6000 рублей (до 1890 года). Полностью посвятив себя композиции, живёт в Каменке, в доме своей сестры Александры, в имении фон Мекк или в своём поместье в Майданово, а также в Петербурге и Москве. Как дирижёр своих собственных сочинений посещает ряд европейских стран. В 1891 году даёт концерты в Соединённых Штатах, в 1893 году становится доктором honoris causa Кембриджского университета. В этом же году дирижирует первым исполнением Шестой симфонии ("Патетической").

Оперы: Воевода (1868), Ундина (1869), Опричник (1874), Евгений Онегин (1879), Орлеанская дева (1881), Мазепа (1884), Черевички (1887), Чародейка (1887), Пиковая дама (1890), Иоланта (1892).

Согласно Дж. Абрахаму, причина успеха Чайковского у публики заключается в том, что человеческий опыт композитора, выраженный в его произведениях, близок опыту многих, если не всех людей, - особенно яркий пример тому - Шестая симфония: "Исключительное впечатление, производимое "Патетической симфонией" на музыкально даже не очень одарённых людей объясняется пронизывающим её напряжением жизни: нет ни одного такта, который не был бы музыкально живым". В последнее время стиль Чайковского стал оцениваться и с других точек зрения. Большая заслуга принадлежит исполнителям XX века, снявшим с партитур Чайковского "накипь" традиции и сделавшим очевидной их мастерскую отделку. Здесь весьма полезными оказались наблюдения Стравинского над учёностью, мастерством и юмором его великого земляка (наблюдения, касающиеся как наиболее известных симфонических произведений и балетов, так и опер). Стравинский считал Чайковского прежде всего создателем балетов. Действительно, балеты композитора стали олицетворением всего его творчества, не столько из-за их зрелищности, сколько из-за естественности, живости музыкального языка. Мелодии состоят из коротких, сразу же определяющихся мотивов, рисунок которых характеризуется "скорее скачками, чем поступенностью и в своём движении напоминает изысканное письмо" (Абрахам). Это движение не получает разработки в полном смысле слова, но порождает серию вариантов, не слишком отклоняющихся от тематического центра. Такая решительность манеры обеспечивает контакт с публикой. Добавим также роль оркестра, весьма искусного и неблекнущего, часто включающего самые интересные вокальные темы, полного резких содроганий и неожиданных взлётов, всегда главного комментатора событий и одного из основных собеседников персонажей, оркестра, представляющего собой плод большого опыта в области инструментальной музыки.

Чайковский очень рано, с четырнадцатилетнего возраста, посвятил себя театру. Ему всегда наиболее удавались те оперы, в которых он имел возможность не столько реконструировать историческое прошлое, сколько изображать внутренний мир человека, воссоздавать атмосферу и использовать прежде всего декламационные формы в плотном сопровождении оркестра, в которые свободно вписываются отдельные номера. Вообще он без помех разрабатывал и фольклорные сюжеты ("Черевички"), и сюжеты из западной истории ("Орлеанская дева"). Нужно заметить следующее. Хотя композитор считался стойким западником, противником "Могучей кучки", он, когда обращался к народно-национальному наследию, делал это с большой оригинальностью, фантазией и огромным тщанием. Многочисленные созданные им народные песни дышат подлинностью и правдивостью, неизвестными "Могучей кучке".

Информация о музыке:

Принесение византийского богослужебного пения на Русь
Церковное пение было принесено на Русь вместе с христианством из Византии. Известно, что задолго до официального крещения Руси в 988 г. князем Владимиром, в Киеве и даже в Великом Новгороде были христианские общины, имелись христианские храмы, где шло богослужение. В языческой дружине князя Владим ...

"Музыкальное приношение" Баха
2000 год - год Иоганна Себастиана Баха Так ЮНЕСКО решило отметить 250-летие со дня смерти великого композитора. Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые м ...

Двухчастная соната: век восемнадцатый
Обычно при упоминании слова «соната» мы представляем себе сольное или ансамблевое инструментальное сочинение из трех (реже четырех) частей. Это широко распространенное представление, базирующееся главным образом на изучении огромного классико-романтического репертуара, отражено во многочисленных и ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru