Реквием Моцарта

Информация » Реквием Моцарта

Страница 6

Любая биография В. А. Моцарта, сконцентрировавшая свое внимание исключительно на личности "бога музыки" и на взаимоотношениях его с Сальери и не желающая замечать иных фактов и особенностей характеров других лиц, игравших в жизни композитора важную роль, что относится особенно к его последним месяцам и дням жизни, никогда не сможет претендовать на объективное отражение жизни музыкального гения. Вместе с тем, также бездоказательно и ложно было бы утверждать, что Моцарт умер от того, что пришел конец отмеренному ему сроку жизни. Не прилагая особых усилий, можно собрать немало источников, рассеянных по разным странам, где говорится именно об отравлении Моцарта, - и авторы их вряд ли были глупее и безответственнее некоторых современников, пытающихся отстаивать именно эту версию о причине смерти "бога музыки". И отравление, если и дальше не искать вероятных преступников и мотивов убийства, навсегда может остаться загадкой для истории.

В этом пункте следует сразу же оговориться, что Сальери не мог быть единственным виновником и участником убийства Моцарта. Да и сам Сальери, если верить, что он действительно признался в своих злодеяниях, обвиняет себя только лишь в соучастии в преступлении.

Следы остальных соучастников преступления до сих пор теряются в дебрях неизвестности.

Но если Сальери и в самом деле был замешан в заговоре против Моцарта, то подстрекатели должны были опасаться, как бы императорский и королевский придворный капельмейстер и в самом деле не вздумал вдруг исповедываться в своей вине или в соучастии в преступлении. Нельзя забывать, что Сальери был тесно связан с Габсбургским двором, на который таким образом ложилась в какой-то степени тень этого подозрения. Упоминание об этом необходимо, ибо именно стремлением защитить двор от этой тени объясняется появление в печати документа, известного под названием "Карпаниева защита Сальери", автором которой был осведомитель австрийской тайной полиции, оплачиваемый непосредственно из императорской казны.

Поскольку неспокойная совесть Сальери все же мучила его, то личность ранга Сальери могла стать неудобным свидетелем. Похоже, что так все и происходило, ибо инспираторы убийства Моцарта просто вынуждены были объявить Сальери помешанным и почти силком отправить его в богадельню.

Несомненно, Сальери никак не мог быть ключевой фигурой в осуществлении плана отравления Моцарта, как не способный на потенциальное убийство своего соперника. Чаще всего, неопределенный в своих намерениях из-за характера структуры своей личности, он не мог быть непосредственным исполнителем. Будучи ортодоксальным католиком и предусмотрительным тактиком, он мог препоручить замысел по уничтожению Моцарта другому лицу, - это в его духе. И все-таки Сальери не имеет прямого отношения к участию в отравлении Моцарта.

Кто же тогда это мог сделать? Прежняя биография В.А. Моцарта до недавнего времени почему-то забывала хотя бы со стороны заглянуть на его ученика, Франца Ксавери Зюсмайра, который одновременно являлся также и учеником Сальери. Разве не более, чем странным должно показаться исследователям, что Зюсмайр, будучи учеником Моцарта, этого непримиримого противника Сальери, продолжает сохранять с последним дружеские отношения?

Поскольку Сальери никогда не был у Моцартов дома, то в качестве исполнителя смертного приговора - исходя их аспекта отравления великого мастера - напрашивается только его доверенное лицо - Зюсмайр. В честолюбивом Зюсмайре Сальери, несомненно, мог найти то послушное орудие, которому он мог рискнуть довериться относительно своего замысла или заговора круга людей, в той или иной мере имевших отношение к отравлению Моцарта.

Не обладая музыкальной глубиной и оригинальностью мышления, Зюсмайр не мог относиться к Моцарту с благоговением. Из-за своей эмоциональной незрелости, а скорее, заурядного интеллекта, он не был также способен и создать что-нибудь великое, хотя, бесспорно, был музыкально одаренной личностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация о музыке:

Лад. Определение, общая характеристика
Понятие лада является одним из ключевых в теории музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (определение "лад" совпадает в этом значении с понятием "гармония". Всякое музыкальное произведение независимо от своего конкрет ...

Bauhaus
Bauhaus В один из вечеров 1978 года гитарист Дэниел Эш позвонил своему бывшему школьному другу Питеру Мерфи и предложил ему замутить "что-нибудь эдакое". Тот согласился и за выходные они набросали несколько песен типа "Dark Entries", "In The Night", "Boys" и ...

Персонажи песенного театра Шумана и их прототипы
Важнейшая особенность мышления Шумана — склонность к театрализации. И проявлялась она не только в инструментализме, где возник “фортепианный театр” (“Бабочки”, “Карнавал” и др.). В молодые годы Шуман театрализовал даже музыкальную критику, которая без такого приема казалась ему скучной. Д.В.Житомир ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru