Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения

Информация » Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения

Страница 8

Как в глюковской «Армиде», чакона открывает сюиту пьес (Largo, Larghetto, Allegro и незавершенная пассакалья-рондо). Вместе с ними она образует балет, исполнявшийся в завершение спектакля в сопровождении одного оркестра (без хора и солистов). Моцарт процитировал здесь ре мажорную чакону из «Ифигении в Авлиде». Первые два такта обеих чакон идентичны, Моцарт лишь подал тему в более блестящей оркестровке, в которой у Глюка она звучала только при последующих проведениях, и ввел во втором такте пунктирный ритм. По образцу пассакальи из второго действия «Ифигении», во втором эпизоде рондо-сонаты Моцарт воспользовался циклическим контрастом, включив в композицию чаконы си-бемоль мажорное Larghetto. За Larghetto следует громадный ход, подготавливающий триумфальное возвращение главной темы чаконы (напомню, в репризе пассакальи Глюка еще до появления главной темы также возвращался ход). Весь этот раздел банально назван в партитуре «репризой чаконы», но львиную долю его занимает минорный разработочный раздел, в котором возникают интонационные параллели с увертюрой. Завершая оперу, Моцарт в последний раз напомнил о событиях драмы и воспользовался для этого чаконой – крупной симфонической формой, динамичной и насыщенной музыкальными событиями. Именно такой она стала в руках Глюка. Но Глюк не наполнял свои оперные чаконы отзвуками драмы и не перебрасывал от заключительной чаконы к увертюре столь явной арки (нечто подобное можно обнаружить лишь в его маленьких венских балетах). Моцарт же осуществил то же самое в масштабе целой оперы. Недаром ему было так по душе, что «вся музыка будет одного композитора», – в результате партитура «Идоменея» оказалась обрамлена двумя перекликающимися симфоническими пьесами, и большая чакона увенчала оперную композицию.

Новерр, разумеется, был прав, утверждая, что театр не терпит ничего лишнего, но великий реформатор балета несколько поторопился счесть чаконы и пассакальи устаревшими излишествами. Время от времени им еще удавалось стать необходимыми звеньями музыкальной драматургии и оправдать свое появление в самый ответственный и пафосный момент спектакля.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Информация о музыке:

Некоторые оссобенности формообразованияи ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера
"Музыка – это искусство, которое доходит до сердца через мысль и возбуждает мысль через сердце." Артур Онеггер Среди композиторов, начавших свою творческую деятельность в "Шестерке", Онеггер получил особенно широкое признание. Ему была присуща независимомть эстетических поз ...

Haggard
Haggard Этот интересный немецкий проект был образован в 1991 году. Вначале там было всего несколько человек, которые исполняли вполне традиционный дэт. Однако со временем команда разрослась до 16-17 единиц, туда набралось куча нетрадиционных для этого жанра инструментов, и в результате получился ...

Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
«Вильгельм Зауер», III/P/33, Opus 755, 1898, Франкфурт на Одере (Германия) I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) Bordun 16' Lieblich Gedackt 16' Principal 8' Geigen Principal 8' Flete 8' Concertflete 8' Gedackt 8' Quintaten 8' Gamba 8' Dolce 8' Viol d’amour 8' Traversflete 4' Octave 4' Gemsho ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru