Батальная музыка в России

Информация » Батальная музыка в России

Страница 1

Батальная музыка в России

Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, Витториа и Анерио; военные сцены и битвы в изобилии встречались в старинных венецианских и неаполитанских операх. Но особенно большое значение батальный жанр приобрел в пору непрерывных войн, охвативших Европу во второй половине ХVIII - начале ХIХ века. Музыканты, так же как поэты и художники, стремились откликнуться на важнейшие военные события, запечатлеть музыкальными средствами битвы и сражения, от которых зависели судьбы народов. Музыкальные программные сочинения под названием battaglia, в которых последовательно воспроизводилась картина битвы, были необычайно популярны в то время. Среди них, например, «Битва при Бергене» К.Ф.Э. Баха, «Нервиндское сражение» А. Пачини, «Морское сражение» аббата Фоглера, «Битва за Прагу» Ф. Кошвары, «Морское сражение у Трафальгара» Я. Ванхаля, «Сражение при Аустерлице» Л. Жадена и многие другие. Самое известное и знаменитое произведение такого рода - написанная Бетховеном в 1813 году «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории».

В России первые музыкальные баталии появились, видимо, в начале ХIX века. Необычайный подъем и расцвет этого жанра прежде всего был связан с Отечественной войной 1812 года. Композиторы и любители музыки наперебой спешили воспеть музыкальными средствами важнейшие сражения этой войны и победы русской армии. Авторы таких произведений по-разному обозначали их жанр: piece militaire (военная пьеса), piece historique (историческая пьеса), fantasie militaire (военная фантазия) и т.п. Иногда, впрочем, и вовсе не затрудняли себя выбором специального жанрового обозначения и просто писали combat <…> mise en musique (битва <…>, положенная на музыку).

Время сохранило лишь некоторые из этих произведений, которые давно стали библиографической редкостью. От других же остались только названия в нотных каталогах, газетах и афишах того времени. Но даже по этим крайне скупым сведениям можно приблизительно восстановить картину бытования батальной программной музыки в России. Вот лишь некоторые батальные сочинения, как дошедшие до нашего времени, так и не сохранившиеся, сведения о которых взяты из нотных каталогов и газет того времени.

Штейбельт Д. Изображение объятой пламенем Москвы: фантазия для фортепиано. Сочинение, посвященное Россиянам, Двора его И[мператорского] В[еличества] капельмейстером Д. Штейбельтом. Спб., у Пеца, 1813.

Крамер И. Фантазия для пианофорте в честь побед Кутузова в тон арии славного Генделя «Пренебрегая опасность», посвященная генерал-фельдмаршалу князю Смоленскому, храбрым офицерам и российскому воинству И.Б. Крамером в Лондоне. Спб, у Пеца, 1812.

Полянский А. Баталия и марш на изгнание французских войск из пределов России, посвященная Ея светлости княгине Голенищевой-Кутузовой-Смоленской. Для фортепиано. Спб., 1813. (Не сохр.)[1].

Полянский А. Берлинское сражение, посвященное его светлости генералу-фельдмаршалу князю Голенищеву-Кутузову-Смоленскому. Спб.,1813. (Не сохр.)[2].

Haslinger. Combat pres de Paris, couronne par la prise de la capitale de la France, mise en musique pour le pianoforte et orne d’une superbe vignette en couleur. (Хаслингер. Сражение под Парижем, увенчавшееся взятием столицы Франции, положенное на музыку для фортепиано и украшенное красивой цветной виньеткой). (Не сохр.)[3]

Haslinger. Alexandre I et Frederic Guillaume III a Vienne, grande fantaisie pour le pianoforte, orne d’une superbe vignette. (Хаслингер. Александр I и Фридрих Вильгельм III в Вене, большая фантазия для фортепиано, украшенная красивой виньеткой). 1814.

Pacini. Bataille de St.Chaumont et entrйe dans Paris de s.s.m.m.l’empereur de Russie et le roi de Prusse a la tete des armees alliees: Piece historique pour le piano-forte par Pacini. - St. Petersbourg, chez Paez, 1814. (Пачини. Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж их величеств императора России и короля Пруссии во главе союзных армий: историческая пьеса для фортепиано).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Битва Давида и Голиафа
Нарисовать в музыкальном сочинении портрет Голиафа - трудная задача. Так как он является чудовищным существом гигантских размеров. Нужно показать его рост, который достигает шести локтей. На голове его - медный шлем, который еще более подчеркивает его величину. Чешуйчатый панцирь и броня, защищающа ...

Рихард Вагнер (Wagner)
Рихард Вагнер (Wagner) (22. V. 1813, Лейпциг - 13. II. 1883, Венеция) Г. Маркези В шесть месяцев теряет отца, который умер от тифа вскоре после знаменитой битвы Наполеона. Мать вторично выходит замуж за актёра и художника Г. Х. Гейера, умершего в 1821 году. Рихард посещает средние учебные заведения ...

Певческие коллективы и распевщики Древней Руси
Древнерусские письменные источники содержат свидетельства о певческих коллективах и отдельных распевщиках. Наиболее ранние письменные источники домонгольского периода ограничиваются лишь упоминанием имён отдельных распевщиков и названий коллективов, таких, как уже упоминавшихся новгородского домест ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru