“Иван Сусанин”

Информация » Михаил Глинка » “Иван Сусанин”

Страница 2

В ответ на это (на рондо, на надежды Антониды) звучит речитатив Сусанина: “Что гадать о свадьбе? Горю нет конца”. Он очень важен (не Сусанин, а речитатив). Это народная песня лужского извозчика. Это первая из двух цитат в опере. Каждая из них появляется в очень важный момент. Здесь – первое появление Сусанина, вторая цитата – в кульминации драмы.

Далее “Хор гребцов”. “Хороша у нас река”. Начинается а каппэлла. Лирическая, протяжная. Переменный лад, диатоника. Вся сцена в сонатной форме. На лодке приехал Собинин.

Трио Собинина, Антониды и Сусанина. Лирический момент в действии. B-moll. Проникновенная, романсового склада, мелодия. Начинает Собинин, потом присоединяется Антонида, затем Сусанин. Поют одну тему каноном: “Не томи, родимый, не круши меня”.

Финал первого действия. Выражает решимость воинов встать на войну с врагом. Запевает Собинин, потом подхватывает хор. B-dur. Героический характер. Это – тема Собинина.

2-е действие. Экспозиция польской сферы. Блестящая польская сюита. Полонез, краковяк, вальс и мазурка. Полонез и мазурка с хором. Остальные номера чисто оркестровые. Действие происходит в замке польского короля. Бал. Здесь проявилось в полном блеске оркестровое мастерство Глинки. Оркестр красочный, легкий, прозрачный. Много сольных тембров. Особое значение в опере имеет полонез и мазурка для характеристики поляков. Остальные танцы не повторяются.

Полонез. D-dur. Праздничный, торжественный. Сложная трехчастная форма. Вступает хор. Средняя часть более мягкая – женский хор. Есть реприза.

Краковяк. G-dur. Блестящий. Характерные синкопы. Рондообразная форма. Много солирующих тембров. Эпизод скрипок стаккато в e-moll. Эпизод банда (для справки: банда – медный духовой оркестр, используемый в некоторых операх по ходу действия для выступления на сцене или за сценой; иногда вводится также в симфонический оркестр как добавочный ансамбль (во время исполнения обычно располагается на хорах)) в G-dur. Есть эпизод с солирующим кларнетом – B-dur. Эпизод флейты – D-dur. Все это заканчивается стремительной блестящей кодой в G-dur.

Вальс. Чисто инструментальный номер. Рондообразная форма. Много солирующих тембров. A-dur. Вальс с польской окраской – с синкопами на вторую долю (в стиле мазурки). 2-я тема у валторн в D-dur.

Мазурка и финал. В финале в конце вступает хор. Вестник говорит о поражении. Мазурка в Es-dur. Звучат скрипки.

3-е действие. В нем происходит завязка драмы – первое столкновение, конфликт. Все действие делится на 2 половины. Они контрастны друг другу. Первая половина - это подготовка к свадьбе, музыка полна гармонии. Вторая половина – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.

Есть оркестровый антракт между 2-м и 3-м действием. Антракт перекидывает арку ко второй половине действия. Грозные аккорды, затем тема романса Антониды: “Не о том скорблю, подруженьки”. Затем, в конце антракта, аккорды отчаяния Антониды.

Начало действия. Начинается с “Песни Вани” - контральто (самый низкий женский голос). Песня перерастает в дуэт с Сусаниным. Песня в народном стиле, E-dur, с нечетным количеством предложений. Куплетная форма. Во втором куплете присоединяется Сусанин. “Как мать убили у малого птенца”. Образуется сцена. Второй раздел дуэта – Allegro. Начинает Сусанин. Начиная отсюда, в музыке притворяются интонации темы “Родина моя”. Здесь она видоизменяется. “Ночью пришел к нам Минин с войсками”. Ваня тоже хочет присоединиться к дружине, но он еще мал. Следующая тема – Сусанин (3-й раздел), Grave: “Ты, сынок мой, в бой пойдешь, только малость подрастешь”. Es-dur. Это – измененная тема “Родина моя”. Потом к Сусанину присоединяется и Ваня на той же теме. Четвертый раздел дуэта. Заключительный раздел. Быстрый. Начинает Ваня: “Ты в семью взял птенца чуть живого”. Танцевальный характер. Потом становится более героический.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Происхождение музыки
Существует ряд гипотез о происхождении музыки - мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, рав ...

История создания
Трио-квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели в семи частях был написан в 1970 году. Это произведение относится к важнейшему периоду творчества Ю.М. Буцко (с конца 60-х и до середины 70-х годов), когда основой музыкального языка композитора становится древнерусский знаменный роспев[ ...

Игорь Федорович Стравинский
Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) Русский композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И.Стравинского. В 1900—05 занимался на юридическом факультете Петербургского университета. С детских лет учился игре на фортепьяно у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903—05 брал уроки композиции у Н. А. Римского- ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru