Камиль Сен-Санс

Информация » Камиль Сен-Санс

Страница 1

Камиль Сен-Санс

(1835-1921)

Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881). Почётный член Петербургского отделения РМО (1909). Занимался в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция). В 1853—77 органист в соборах Парижа, одновременно (1861—65) преподавал (фортепьяно) в школе Л. Нидермейера. Среди учеников: Г. Форе, А. Мессаже. Концертировал как пианист и дирижёр (исполнял преимущественно собственные сочинения ), в т. ч. в России (в 1875 и 1887). Основал совместно с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871).

Наиболее яркая область творчества Сен-Санса - симфоническая и инструментально-ансамблевая музыка : симфония с органом (памяти Ф. Листа, 1886), симфонические поэмы (в т. ч. «Пляска смерти», 1874), концерты, «Интродукция и рондо-каприччиозо» для скрипки и оркестра (1863). В сочинениях Сен-Санса господствуют светлая поэтическая лирика, радостные настроения, сочная жанровость, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Из опер Сен-Санса выделяется «Самсон и Далила» ( 1876), отмеченная чертами ориентализма. Её отличают эпическая ораториальность, проникновенная лирика и драматизм. С 1872 Сен-Санс вёл интенсивную музыкально-критическую деятельность.

Сочинения:

оперы-

Серебряный колокольчик (Le timbre d'argent, 1864, поставлена 1877, "Театр лирик", Париж; новая редакция 1913, поставлена 1914, Брюссель), Жёлтая принцесса (La princesse Jaune, 1871, поставлена 1872, театр "Опера комик", Париж), Самсон и Далила (1867-76, поставлена 1877, Веймар; 1892, "Гранд-Опера", Париж), Этьен Марсель (1878, поставлена 1879, Лион), Генрих VIII (1880-82, поставлена 1883, "Гранд-Опера", Париж), Прозерпина (1887, "Опера комик", Париж), Асканио (1888, поставлена 1890, "Гранд-Опера", Париж), Фрина (1893, "Опера комик", Париж), Варвары (Les barbares, 1901, "Гранд-Опера", Париж), Елена (1903, поставлена 1904, Монте-Карло), Предок (L'ancкtre, 1905, поставлена 1906, там же), Деянира (1910, поставлена 1911, там же и "Гранд-Опера", Париж);

балет-

Жавотта (1896, Лион);

для солистов, хора и оркестра-

оратории Рождественская (Oratorio de Noil, op. 12, 1858, исполнено 1869), Потоп (Le deluge, op. 45, 1874, исполнено 1876), Обетованная земля (The promised land, 1913, для фестиваля в Глостере), кантаты Свадьба Прометея (Les noces de Promеthеe, op. 19, 1867), Лира и арфа (ор. 57, 1879), Небесный огонь (Le feu cеleste, op. 115, 1900), Слава Корнеля (La gloire de Corneille, op. 126, 1906) и Слава (La gloire, op. 131), месса (op. 4, 1856), реквием (op. 54, 1878), баллада Невеста литавриста (La fiancйe du timbalier, op. 82, 1887), Гимн рабочим (Hymne aux travailleurs, op. 142, 1915?), Гимн Уругваю (1916), В честь Америки (гимн, 1917), Гимн миру (Hymne а la paix, op. 159, 1919) и др.;

для оркестра-

3 симфонии (Es-dur, op. 2, 1852; a-moll, op. 55, 1859; симфония с органом, c-moll, ор. 78, 1886), симфонические поэмы Прялка Омфалы (Le rouet d'Omphale, op. 31, 1871), Фаэтон (Phaеton, op. 39, 1873), Пляска смерти (Danse macabre, op. 40, 1874) и Юность Геракла (La Jeunesse d'Hercule, op. 50, 1877), сюита для оркестра (ор. 49, 1877), Алжирская сюита (Suite algеrienne, ор. 60, 1879-80), Праздничная увертюра (Ouverture de fite, op. 133, 1910), Героический марш (Marche hеroique, op. 34, 1871), баркаролла Ночь в Лисабоне (Une nuit а Lisbonne, op. 63, 1880), Арагонская хота (Jota ara-gonesa, op. 64, 1880), Гимн В. Гюго (Hymne а V. Hugo, с хором ad libitum, op. 69, 1881) и др.;

для фортепиано с оркестром-

5 концертов (D-dur, ор. 17, 1862; g-moll, op. 22, 1868; Es-dur, op. 29, 1869; c-moll, op. 44, 1875; F-dur, op. 103, 1896), Овернская рапсодия (Rapsodie d'Auvergne, C-dur, op. 73, 1884), фантазия Африка (ор. 89, 1891);

для скрипки с оркестром-

3 концерта (A-dur, ор. 20, 1859; C-dur, op. 58, 1879; h-moll, op. 61, 1880), Интродукция и рондо-каприччиозо (ор. 28, 1863), Романс (также с фортепиано, ор. 48, 1874), Концертная пьеса (Morceau de concert, e-moll, op. 62, 1880), Гаванка (Havanaise, op. 83, 1887), Андалусское каприччио (Le caprice andalou, op. 122, 1904);

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Цикличность историко-стилевого процесса
Изложенное здесь понимание историко-стилевых процессов в музыке связано с некоторыми элементами теории интонации Б.В.Асафьева, в частности с идеей «интонационного словаря». Различие коренится в том, что Асафьев, насколько можно судить об этом по известному рассуждению в книге «Музыкальная форма как ...

Становление древнерусской певческой традиции
С середины XI века на Руси наблюдается рост духовного просвещения и книжного дела, связанный с именем князя Ярослава Мудрого. Как писал первый русский летописец, "при нем начала вера христианская плодиться и размножаться". Основной фонд переводной богослужебной литературы, полученный Русь ...

Веймар. Арнштадт. Мюльхаузен
Первой должностью, представившеюся нашему музыканту в 1703 году, было место придворного музыканта в Веймаре. Однако внушительный титул «придворный музыкант», ничего особенно важного или завидного в действительности не представлял, и под громким титулом придворного музыканта Бах получил лишь очень с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru