Блюзовая пентатоника

Информация » Блюзовый лад в гармонии » Блюзовая пентатоника

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим.

В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Блюзовой пентатонику

называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и минор вверху – два одноименных лада (пример: Ре мажор и Ре минор).

Для До мажора блюзовая пентатоника – это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.

Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая всезвучность присуща только этим пяти нотам.

Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.

Рифф – ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.

В блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии:

повтор фразы

Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для До мажора соответственно – F# и Ab. Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – одной пентатоникой не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. Пример для наглядности – в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.

пентатоники ионийского лада

Из примера следует, что в гамме До минор (а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями) все три основные

простые

пентатоники уже содержатся.

Информация о музыке:

Опера Дж. Россини "Золушка" (La Cenerentola)
Опера Дж. Россини "Золушка" (La Cenerentola) Комическая опера в двух действиях; либретто Я. Ферретти. Первая постановка: Рим, театр "Валле", 25 января 1817 года. Действующие лица: Дон Рамиро, принц Салерно (тенор), Дандини, его камердинер (баритон), Дон Маньифико, барон ди Монте ...

Баптистская церковь, Москва
«Эрнст Рёвер», III/P/38, Opus 73, 1897–1898, Хауснайндорф (Харц, Германия) I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) III. Maнуал (C-g3) Bordun16' Gedackt16' Lieblich Gedackt16' Principal8' Principal8' Geigen Principal8' Hohlflete8' Traversflete8' Concertflete8' Gemshorn8' Salicional8' Spitzflete8' Gambe8' ...

Badfinger
Badfinger Пит Хэм (р. 27 апреля 1947, Сванси, Англия, у. 24 апреля 1975, Вейбридж, Англия; вокал), Майк Гиббинс (р. 12 марта 1949, Сванси, Англия; ударные), Том Эванс (Томас Эванс, р. 5 июня 1947, Ливерпуль, Англия, у. 19 ноября 1983, Сарри, Англия; гитара) и Рон Гриффитс (Рональд Ллевеллин Гриффит ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru