Гармония в блюзе

Страница 1

Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 – на субдоминанте и тонике и последние по 2 – на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» –

это импровизация на данную тему,уложенная в количество тактов этой темы. Т.е. «квадрат»

по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность – переход в пятом такте в субдоминанту – остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:

Но чаще мелодии блюзовых тем содержат хроматизмы:

Современная гармония блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, которых не было в традиционном блюзе. В приведенной ниже упрощенной гармонической схеме такого блюза (стили «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляется второй характерный для блюза гармонический оборот (в импровизации активнее используется оборот I–VI 7-IIm (седьмой, восьмой и девятый такты)):

I 7

IV7

I 7

Vm I7

IV7

IV7

I 7

IIImb IIIm

IIm

V 7

I7 VI 7

IIm V7

Примеры схем блюза этого периода:

Схема №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I 7

IV7 #IV0

I/V

Vm

I 7

IV7

IVm

IIIm

bIII7

IIm

V7

IIIm

bIIIm

IIm

bII7

I 7

IV7

I 7

Vm

I 7

IV7

bVII7

IM IIm

IIIm VI7

II7

V7

I 7

bVI7

V7

I 7

IV7

I 7

Vm

I 7

IV7

bVII7

I 7IVM

IIIm

bIII7

IIm

V7

IIIm VI7

IIm V7

I 7

IV7

I 7

Vm I 7

IV7

#IV0

VII7

I7 VII7

bVII7 VI7

IIm

V7 IV7

IIIm VI7

IIm V7

IM

VIIm

III7

VIm

II7

Vm I 7

IV7

#IV0

IIIm

bIIIm bVI7

IIm V7

bVIm

bII7

I 7 VI7

IIm

V7

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Рахманинов. Прелюдия D dur.
Неверно называют подобную музыку «лирической»! Привычный языческий эпитет, глупый в контексте христианской культуры, пытается отсечь музыку от Неба, устремленность к которому составляет сущность европейского искусства. Вся первая тема прелюдии, почти в духе минимализма, строится из одного интерва ...

"Весна" (La Primavera)
На редкость естественным получается разговор о "La Primavera" Антонио Вивальди после рассказа о "La Primavera" Сандро Боттичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Вот как он звучит (здесь и далее сонеты приводятся в пе ...

Психоделика
В конце 1960-х годов некоторые музыканты стремились выразить в музыке свои ощущения, вызванные употреблением наркотиков. Используя новую студийную технологию, они старались достичь тщательно продуманных и экзотических эффектов. Порой обычная песня могла занимать целую сторону пластинки. Альбомы: ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru