Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 – на субдоминанте и тонике и последние по 2 – на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» –
это импровизация на данную тему,уложенная в количество тактов этой темы. Т.е. «квадрат»
по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность – переход в пятом такте в субдоминанту – остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:
Но чаще мелодии блюзовых тем содержат хроматизмы:
Современная гармония блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, которых не было в традиционном блюзе. В приведенной ниже упрощенной гармонической схеме такого блюза (стили «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляется второй характерный для блюза гармонический оборот (в импровизации активнее используется оборот I–VI 7-IIm (седьмой, восьмой и девятый такты)):
I 7 |
IV7 |
I 7 |
Vm I7 |
IV7 |
IV7 |
I 7 |
IIImb IIIm |
IIm |
V 7 |
I7 VI 7 |
IIm V7 |
Примеры схем блюза этого периода:
Схема №1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I 7 |
IV7 #IV0 |
I/V |
Vm I 7 |
IV7 |
IVm |
IIIm |
bIII7 |
IIm |
V7 |
IIIm bIIIm |
IIm bII7 |
I 7 |
IV7 |
I 7 |
Vm I 7 |
IV7 |
bVII7 |
IM IIm |
IIIm VI7 |
II7 |
V7 |
I 7 |
bVI7 V7 |
I 7 |
IV7 |
I 7 |
Vm I 7 |
IV7 |
bVII7 |
I 7IVM |
IIIm bIII7 |
IIm |
V7 |
IIIm VI7 |
IIm V7 |
I 7 |
IV7 |
I 7 |
Vm I 7 |
IV7 |
#IV0 VII7 |
I7 VII7 |
bVII7 VI7 |
IIm |
V7 IV7 |
IIIm VI7 |
IIm V7 |
IM |
VIIm III7 |
VIm II7 |
Vm I 7 |
IV7 |
#IV0 |
IIIm |
bIIIm bVI7 |
IIm V7 |
bVIm bII7 |
I 7 VI7 |
IIm V7 |
Информация о музыке:
Межпредметные связи
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально- ...
Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фун ...
Вокально-хоровой анализ
Тип хора : смешанный.
Вид хора : четырехголосный.(S, А, Т, B)
...