По мнению Т. Адорно существует своеобразная типология слушателей музыки. Любой, даже весьма мало музыкальный человек, охотно потребляет музыку, но именно ту музыку, которая подтверждает, укрепляет в нем чувство собственного «Я».
Таким образом, из теоретического анализа культурологических исследований видно, что существует сложное поле категорий взаимопонимания, взаимовосприятия и общения, коммуникации, трансляции и трансформации – обмена, передачи и генерирования новых смыслов, согласования ценностно-символических оснований по-разному детерминируемых и определяемых в культурном пространстве социальных агентов взаимодействия музыки и культуры.
В данном случае речь идет о рок-музыке, в которой анализируются разные модусы отношения к ней – от включенности и принятия ее как части культуры, до отстраненности и отчуждения ее.
До 90-х гг. ХХ в. рок-музыка чаще всего рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур. С недавнего же времени появились новые исследования и работы по изучению непосредственно рока: В.Н. Сырова, Е.А. Савицкой, В. Конена, А.А. Васильевой, С.И. Левиковой, Д.В. Петрова и др.[5],[6],[7],[8],[9]
В них представлены типологии стилевых направлений рока, принципы стилеобразования, сравнительный анализ хард- и арт-рока, дан историографический экскурс развития и возникновения музыки, проведены параллели между классической и рок-музыкой.
Феномену рок-музыки в культуре серьезное внимание уделили самые различные исследователи и критики – философы, культурологи, социологи, филологи, психологи и религиозные деятели (Г.М. Иващенко, Т.Б. Щепанская, А.И. Чижова, А.И. Козлов, Г.С. Кнабе, Т.В. Черниченко, О.Ю. Панова, С. Усачева. Ю.В. Доманский), психофизиологии (П. Вайтцвейг, Ю.С. Дружкин, Е.Р. Калитиевская) и др. имела место своеобразная дискуссия, в которую включились и рок-музыканты. При этом звучали как обвинения в адрес рок-музыки, так и ее одобрение.
Очевидно, что суть рок-музыки такова, что ее изучение требует комплексного подхода, соединяющего в себе тщательный и всесторонний анализ всех аспектов рока. Наиболее полную картину исследования может предоставить только совокупность музыковедческих, философско-эстетических, культурологических, социологических и социально-психологических средств анализа.
Теоретический анализ, и философско-культурологическая рефлексия показали наличие множественности трактовок и толкований понятия «рок-культура»:
· рок-музыка рассматривается как музыка протеста в рамках изучения контркультуры, что обусловлено демонстративностью и эпатажностью рок-музыки, ее направленностью на привлечение внимания, расшатывание привычных стереотипов через «выразительно-языковую систему рока, энергичность и агрессивность манеры выражения, а также резкость стилевых контрастов и шероховатость речевого слэнга»[10];
· рок-культура позиционируется как молодежная субкультура, для которой характерны акцентирование инаковости, самобытности, самодостаточности, независимости, брутальности, стремления к самореализации и самоактуализации;
· рок-культура является видом музыкально-поэтического жанра, близкого бардовскому с форсированными интонациями, при которых музыка не единственное содержание рока, а нравственная позиция, «кодекс противостояния» экзистенциального характера[11];
· рок-музыка является обобщенным направлением в музыке, вбирающим в себя помимо музыкальной компоненты, текстовую составляющую и визуальный ряд.
Нужно подчеркнуть, что каждая из проанализированных интерпретаций понятия рок-культуры имеет право на существование и использование этого термина в рамках того или иного содержательного наполнения определяется целями и задачами исследования. Это олицетворяет собой идею «прочтения» сложного «произведения», социокультурного интертекста, требующего логического осмысления и интегрального полилогичного подхода к изучению.
Информация о музыке:
Особенности и признаки национального вокального языка
Я уже упоминал, что, по мнению Мазетти, классической страной пения, благодаря ее благодатному климату, всегда была и будет Италия. Но не меньшее значение придавал он и языку певца: И на Кавказе и в Крыму хороший климат, говорил он, но, благодаря языкам, на котором говорит население, там лишь в вид ...
Френсис
Френсис - лидер группы. Его мгновенно узнаваемый голос, а также его игра на гитаре, стали основными отличительными особенностями Status Quo. Музыканты группы называют его "Frame" или "Gomorr", поскольку он заслуженный ветеран рок-н-ролла. Его жену зовут Эйлин (Eileen), у него в ...
Holy Terror
Holy Terror
Стояло жаркое лето 1985 года, когда гитарист Курт Килферт (в другой транскрипции Колферт) решил покинуть ряды "Agent steel". Последней каплей, подвигнувшей его на этот шаг, стала потасовка на концерте в Сан Педро, где "Агенты" выступали вместе с "Abattoir&quo ...