Лад. Определение, общая характеристика

Понятие лада является одним из ключевых в теории музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (определение "лад" совпадает в этом значении с понятием "гармония". Всякое музыкальное произведение независимо от своего конкретного содержания, прежде всего, должно быть музыкой, т.е. слаженным взаимодействием звуков).

Этимология термина "лад" такова: чешское lad - лад, порядок, родственны русскому - ладить, ладный, ладно; возможно термин связан со словами "лагода" (мир, порядок, устройство, приноровление), чешский lagoda (приятность, прелесть). Значение слова "лад" близко греческому armouia скрепление, связь; согласие, мир порядок; строй, лад; слаженность, стройность, гармония).

Термин "лад" применяется также для обозначения мажорности или минорности (т.е. наклонения), для обозначения гаммаобразно расположенной системы звуков (звукорядов).

Лад в музыкально-теоретическом смысле - есть выражение системности связей между музыкальными звуками и их логической организацией, обобщающей различные типы интонационных сопряжений тонов мелодии и гармонии. По определению Бершадской, лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической дифференциации".

Формы взаимосвязи тонов в музыке в общем бесконечны. Но сам принцип - различие роли тонов и их взаимоподчинение - является непременным свойством музыки, составляющим её логическую основу и обеспечивающим осмысленность её восприятия.

Соотношение устойчивости и неустойчивости - наиболее общая для всех ладовых систем форма функциональных отношений.

Устойчивость - функция торможения: она создаёт ощущение потенциального покоя, возможности остановить движение, - это функция статическая. Устойчивый тон никуда не тяготеет, а, напротив, будто сам притягивает к себе другие тоны.

Неустойчивость - это функция движения: она требует продолжения музыкального развития, это функция динамическая. Неустойчивые тоны направлены к центру из самых разных точек. Поэтому неустойчивость многозначна, многообразна: она может охватывать самые различные формы движения к устою.

Различные по интервальному, функциональному и количественному соотношению формы взаимосвязей устоя и неустоев создают и различные ладовые системы.

Ладовые системы могут образовываться самым различным количеством звуков. Принцип классификации ладов базируется на определении "носителя функциональности". Согласно этому принципу лады подразделяются на монодические (мелодические), где носитель функции - тон; и гармонические, где носитель функции - аккорд.

Информация о музыке:

Музыканты
В Бретани существуют тысячи групп и музыкантов, которые в той или иной форме занимаются традиционной музыкой своей страны. Все они очень разные: одни исполняют аутентичную народную музыку, другие занимаются фолк-роком, третьи - экспериментируют с электронным звучанием, четвертые ищут в направлении ...

Богослужебное пение Ветхого Завета
Богослужебное пение Ветхого Завета Богослужебное пение есть результат совпадения или соединения двух воль — Божественной и человеческой. Однако самой главной причиной, вызвавшей существование богослужебного пения на Земле, явилось дарование Богом Закона человеку. Впервые на Земле песнь Истинному ...

Густав Малер
Густав Малер (1860-1911) Австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (современная Йиглава). С 1875 учился в Венской консерватории, в том числе у Ю. Эпштейна (фортепьяно), в 1878-80 посещал философский (я ничего не п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru