Гармония

Страница 2

По словам Буцко, эти три аккорда аналогичны обороту S – D – T и символизируют три действия: S – привозят людей, D – сортируют и Т – истребляют. Абсолютно четкая логичная последовательность.

Весьма примечателен звукоряд в первом разделе II части, представляющий собой сумму двух минорных пентахордов от нот d и b (позднее сверху добавлен еще один пентахорд от f) и зеркального отражения этой конструкции от звука g вниз.

Это отчасти можно рассматривать как предвосхищение обиходного лада знаменного распева, организованного по квартам. Противосложение в гармоническом отношении устроено свободнее. Здесь встречаются все те же квинтаккорды и вообще квинты по пустым струнам (у скрипки и виолончели), движение по хроматической гамме, ряды разложенных трезвучий, остро диссонирующие интервалы, интонирование в рамках веберн-группы, связанное с вопросительным мотивом “Muss es sein?” и прочее. Уже было отмечено, что каждая вариация оканчивается последованием из рассмотренных выше трёх аккордов. Любопытно отметить, что в проведении темы из I части (здесь используется только первая фраза) в каденции первого раздела формы верхняя пара голосов продублирована нижней в большую септиму, вместо сексты. Поэтому заключительный аккорд фразы становится по структуре и звуковысоте идентичным третьему из «мотива трёх аккордов» (см. ц. 42):

Второй раздел строится на двух гармониях, составляющих в сумме двенадцатитоновое поле: симметричном относительно звука d восьмизвучном диссонансе и гармонии уменьшенного септаккорда. Каденция раздела – «мотив трёх аккордов».

Третий раздел написан в строе es. Остинатная фигура, сопровождающая канон по структуре представляет собой трезвучие с расщеплённой терцией (похоже на второй аккорд из «мотива трёх»), а с другой стороны может быть рассмотрена как состоящая из двух веберн-групп.

Пропоста трехголосного канона гармонически идентична мотиву ostinato, но по-иному оформлена ритмически. Голоса вступают по целым тонам вниз, повторяя идею проведения цитаты “Es muss sein!”, обрамляющей канон. Исчерпав в пропосте возможности мотива ostinato, автор вновь проводит здесь цитату утвердительного мотива, затем следуют пассажи-вихри по уменьшенному ладу (можно усмотреть здесь параллель с восьмизвучием второго раздела – по структуре тот же уменьшенный лад) и квинты по пустым струнам (квинты здесь, да и во всём произведении – дополнительный конструктивный элемент: ДКЭ). Каденционную функцию носит проведение фразы из I части. Здесь верхняя пара голосов продублирована в октаву, поэтому последний аккорд теперь имеет ясную окраску тональности d-moll.

В чётвертом разделе собраны: звукоряд первого раздела, утвердительный мотив и гармоническая идея второго раздела – эти два аккорда (восьмизвучие + уменьшенный от d) и составляют каденцию всей части. Таким образом получается, что звук d является для этой части тоническим. Новым с точки зрения гармонии является эпизод в цифре 76 (интонационно – вариант мотива “Es muss sein!”), здесь четко слышна тональность E-dur.

О пассакалии (IV часть) уже говорилось, что тема её (на протяжении всей пассакалии тему играет рояль) являет собой ничто иное, как серийный ряд, состоящий из четырёх сегментов по три звука с интервальной структурой м.2 + м.3 (в последнем сегменте – ч. 4), что делает её похожей на серии А. Веберна. Эта аллюзия вполне может быть намеренной. В строго серийной технике эта часть не выдерживается, однако противосложение содержит в себе два полных проведения ряда. Схематически это выглядит следующим образом (инструменты расположены в порядке вступления голосов):

Противосложение

Элемент А

Элемент В

Элемент С

Элемент D

Violino I

P g-h

Ломаная хром. гамма

R h-g

Свободный элемент

Violoncello

I b-fis

--- ---

RI fis-b

--- ---

Violino II

R g-es

--- ---

P es-g

--- ---

Viola

RI. e-gis

--- ---

I gis-e

--- ---

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Опера “Лоэнгрин”
1848 год. Дрезден. Одно из самых гармоничных произведений Вагнера, в котором уже ярко проступают реформаторские черты Вагнера, но ещё не утрированная форма, а как бы все важные компоненты оперы находятся в равновесии. В опере 3 действия. Музыка развивается медленно, повествовательно. Психологическа ...

Гордыня
С 1788 года Антонио Сальери, написавший к тому времени горы оперной продукции и известный всей Вене, получает пост первого капельмейстера Императорского двора. Оклад и чин, на который претендовали многие местные музыканты, а в их числе, разумеется, и "златокудрый ангел" Моцарт, достался и ...

H.I.M.
H.I.M. Эта финская группа была образована в 1995 году. В первоначальный состав вошли: вокалист Вилле Вало (р. 22 ноября 1976), гитарист Линде (Вильями Линдстром (р. 17 августа 1976), басист Миге Амоур (р. 19 декабря 1974) и ударник Йюхана Рантала. В 1996 году к команде присоединился клавишник Антто ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru