Дай на земли!
Припев:
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю —
Все ниспошли!
К празднованию годовщины Царскосельского лицея в 1816 г. А.С. Пушкин написал еще два куплета к «гимну венценосной солидарности»(1), которые исполнялись на этих торжествах. С ними в качестве второй и третьей строфы гимн несколько раз пели на праздниках в других учебных заведениях:
2.Там громкой славою,
Сильной державою
Мир он покрыл —
Здесь безмятежною
Нас осенил.
3.Брани в ужасный час
Мирно хранила нас
Верная длань —
Глас умиления,
Сенью надежною
Благодарения,
Сердца стремления —
Вот наша дань.
Эти две замечательные по качеству строфы А.С. Пушкина так и не были официально утверждены. озможно, цензоры посчитали, что они не столь онтологичны, как стихи Жуковского, и «привязаны» к одном событию — Отечественной войне 1812 г. А может быть, было учтено неоднозначное отношение Пушкина к персоне царя Александра I, на которого поэт писал и жесткие эпиграммы . Так что первый русский гимн «Боже, Царя храни» на протяжении всего периода своего существования в официальных церемониях исполнялся только с одной стихотворной строфой — В. А. Жуковского. А что представляла собой английская славильная песня, к которой были написаны эти стихи?
В Музыкальной Энциклопедии на счет нее есть следующие строки: «Один из старейших гимнов — гимн Великобритании («Боже, храни Короля») был написан композитором Г. Кэри как вставная патриотическая песня для одной из театральных постановок(2) и утвердившаяся лишь постепенно, в соперничестве с другой патриотической песней «Правь, Британия» композитора Т. Арно. Песня с некоторыми модификациями (мелодии и вариантов текста) стала основой гимнов Дании (1789), Пруссии (1793), с 1871 г. — Германии, в 1830 г. — Швейцарии».(3)
«Молитва русских» или «гимн венценосной солидарности» со словами Жуковского получился очень величественным и торжественным, смиренным и, одновременно, исполненным внутреннего достоинства и силы. И здесь огромная заслуга Жуковского, сумевшего не просто сочинить стихи к известной музыке, но найти слова, которые бы встраивались в движение мелодической линии и одновременно излагали в стихотворной форме концепцию верховной власти государства Российского.
Возвышенное, торжественной настроение создает хорально-аккордовый склад фактуры, отсылающий слушателя к традициям хоровой молитвы. Мелодия, основанная на опевании тоники, затем плавно (без скачков) поднимается вверх и создает ощущение внутренней силы, подкрепляемое переносом смыслового акцента с тоники на доминанту во втором такте. За ней угадывается характерный жест: человеческие руки, воздетые в молитвенном порыве ввысь, к Небу. Начальные слова Жуковского «Боже, Царя храни» точно «встраиваются» в этот вектор, отражающий порыв души к Богу. На словах «Славному долги дни» энергия восходящего движения у начальной интонации постепенно угасает, уступая место на словах «на земли» плавному снижению мелодии к исходной точке. Возникает обширная мелодическая и смысловая дуга, охватывающая собой весь запев.
Припев начинается с верхней позиции мелодии, нисходящей к концу фразы, когда на повторяемых нотах с пафосом подчеркиваются слова «гордых смирителю». Начало припева почти с кульминационной точки в сочетании с пафосом утверждения, а не развития (гармония до-мажора, тоники), придает гимну особый возвышенно-победный характер. Затем — аналогичный, по секвенции спуск на словах «слабых хранителю». И далее, после волнообразного взлета на словах «всех утешителю», за которыми угадывается аналогичное «воздевание рук», мелодия неторопливо опускается к исходной точке в заключительном кадансе на словах «все ниспошли».
Информация о музыке:
Интервалы на ступенях тональности
Интервалы
Мажор
Минор
Прима (ч1) и Октава (ч8)
все ступени
все ступени
Малая секунда (м2)
III, VII
II, V
Большая секунда (б2)
I, II, IV, V, VI
I, III, IV, VI, VII
Малая терция (м3)
II, III, VI, VII
I, IV, V
Большая терция (б3)
I, IV, V ...
Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини (1858--1924)
Итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Учился игре на органе под руководством отца Микеле Пуччини (1813—64) —органиста, дирижёра, композиторы, основателя музыкальной школы в Лукке. С 1872 занимался в Музыкальном институте имени Дж. Пачини в Лукке (классы ...
Знакомство с клавиатурой. «Донотный» период обучения
Согласно методике Т.И. Смирновой – изучение клавиатуры лучше начинать, зрительно ориентируясь на чёрные клавиши. Две рядом стоящие чёрные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» (D) – смотрит в окошко, а на балконе стоят «соль» и «ля» (G, А).[5] Уча ...