Все эти "антилогосные" тенденции можно, безусловно, считать проявлением в сфере "личностных энергий" человека сущностных изменений его духовного содержания, его установки. Весьма интересен внутренний смысл этого явления: почему вообще возможна подобная "демонизация" музыки, при которой ярко выраженная устремленность человечества к прекрасному, столь свойственная периоду классического искусства, через несколько поколений способна обратиться в свою противоположность?
Осознать внутренний смысл этого явления, видимо, невозможно, если не привлечь к этому традиционные христианские представления о падшем характере человеческой природы. В этом состоянии, как свидетельствует святоотеческая традиция, высшие силы и способности человека находятся в неком извращенном состоянии. Святитель Игнатий Брянчанинов писал по этому поводу, что природные свойства человека, находящегося в состоянии грехопадения таковы, что любое развитие его способностей сопряжено с опасностью развития и углубления его падшего состояния, опасностью подчинения человека "антилогосному", демоническому началу (1905, с. 45). Свет падшего человеческого естества, по словам св. Игнатия, впоследствии обращается во тьму (1905, с. 45). Именно это обращение и наблюдается в ходе "эволюции" музыкального творчества от "логосно ориентированных" форм к "антилогосным". Подобная "антилогосная" музыка самим фактом своего существования свидетельствует о падшем характере человеческой природы, о несовершенстве "природного добра" человека. С этим "природным добром" можно соотнести логосно-ориентированную музыку. Но такая музыка не имеет четкой границы, отделяющей ее от "антилогосных" музыкальных форм. В частности, это проявляется в возможности существования разной степени положительной реакции растений на музыку, в отсутствии всякой реакции, и, наконец, в отрицательной реакции (Дубров, 1990, с. 16).
В христианской антропологии представления о падшем характере человека органически дополняют учение о наличии в нем образа и подобия Божия. При этом, представления об образе и подобии Божием в человеке являются чем-то более первичным и более фундаментальным. Они же и гораздо легче выявляются из закономерностей музыкального творчества. Но из этого вовсе не следует второстепенность и малозначимость представлений о состоянии грехопадения человеческого рода. Они имеют не меньшее практическое значение, и их игнорирование, безусловно, способно вызвать дезориентацию человека в его личной и общественной жизни.
Характерно, что наиболее глобальные политические потрясения уходящего ХХ столетия были тесно сопряжены с утерей той или иной стороны указанных антропологических воззрений.
Так, установление в начале столетия тоталитарного строя в России происходило на фоне распространения материалистических взглядов, в рамках которых не было места представлениям об образе и подобии Божием в человеке. Человек, при таком подходе, фактически приравнивался к природному бытию, жизнь которого определяется не свободой - атрибутом образа Божия, а строгими причинно-следственными связями. Научно-технические достижения, при этом, как легко можно понять, являлись стимулом веры не только в безграничные возможности научно-технического прогресса, но и веры в безграничные возможности социальных преобразований: для этого, как могло показаться, необходимо лишь достаточно глубоко вникнуть в сущность социальных законов. Именно на подобном мировоззренческом фоне и могло возникнуть преклонение перед "гениальным вождем", принявшим на себя ответственность за правильное понимание основ общественной жизни и призвавшим народ к смелой реализации его социальных планов.
Аналогичный культ вождя возник и в середине ХХ столетия в Германии. Однако, в отличии от России, мировоззренческим фоном этого культа был уже не материализм, предполагавший обязательное наличие "передового" наукообразного учения, а лжемистицизм, произраставший на почве игнорирования представлений и падшем характере человеческой природы и приводивший к слепой вере в феноменальные возможности "харизматического" фюрера. Конечно, в обоих случаях основным движущим фактором установления тоталитарной системы являлся фактор внушения - вторжение в психическую сферу посторонней идеи без активного контроля над этим процессом разума человека.
Информация о музыке:
Предприимчивый аббат
Вернувшись из Львова с ценной находкой, я решил выяснить, много ли изданий произведений композиторов, представленных в сборнике, имеется в наших музыкальных собраниях и хранилищах. В Центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки оказалось несколько сочинений Йозефа Гелинека (1758-1825). ...
Что такое либреттология?
Либреттология — наука о словесном компоненте музыкального произведения[2][2] .
Основной термин этой дисциплины — либретто — трактуется расширительно. Либретто (итал.: книжечка) традиционно принято понимать как текст оперы, оперетты или сценарий балета. Реже обозначают этим термином текст оратории ...
Камерное творчество
Камерно-инструментальные ансамбли заняли в творчестве Танеева место, которое никогда прежде в русской музыке не принадлежало этой сфере творчества; "мир композиторов" в гораздо большей мере воплощался в их операх или симфониях. Камерные циклы Танеева не только относятся к высшим достижен ...