Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама"

Информация » Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама"

Страница 3

Ч. хорошо осознавал значение "Пиковой дамы" даже в процессе работы. Вот строки его письма князю Константину Константиновичу: "Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака "Пиковой дамы") и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей" (от 3 авг. 1890 г.). И еще одна красноречивая самооценка: " . или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая дама" в самом деле шедевр ." Эта самооценка оказалась пророческой. Характеристика композитором идеи Четвертой симфонии как нельзя лучше отвечает основному смыслу его оперного шедевра: "Это - фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели". "Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете . - отмечает либреттист оперы М.И.Чайковский, - перенесение времени действия в эпоху Екатерины и введение любовно-драматического элемента". Добавим, что Герман в опере не рассчетливый и честолюбивый игрок с "душой Мефистофеля", а бедный офицер, "теплое, живое отношение" к которому со стороны самого автора рождает и наш ответный отклик - скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. К тому же она - невеста и, в отличии от неимущего Германа, ее жених - знатный и богатый князь Елецкий. Все это усиливает мотив социального неравенства, разделяющий героев. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Ч. одновременно укрупнил ее.

Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем.

Композитор сам принимал участие в подготовке петербургской премьеры, проходя партии Германа и Лизы с супругами Фигнер. По отзывам критики, "яркий темперамент Фигнера придал каждой фразе в соответствующих сильных моментах очень большую рельефность. В чисто лирических местах . пение Фигнера было проникнуто очаровательной мягкостью и задушевностью". "Фигнер и петербургский оркестр . сделали истинные чудеса", - писал впоследствии Чайковский. Успех "Пиковой дамы", как и предвидел ее автор, был потрясающим. С таким же невероятным успехом "Пиковую даму" приняли в Киеве 12 дней спустя после петербургской премьеры в исполнении оперной антрепризы И.П.Прянишникова под управлением И.В.Прибика с известным артистом М.Е.Медведевым в роли Германа. 4 ноября 1891 "Пиковую даму" давали в Москве в Большом театре. Автор присутствовал на спектакле, как и на первых представлениях в Петербурге и Киеве и принимал участие в репетиционной работе. Дирижировал И.К.Альтани. Главные роли исполняли выдающиеся артисты: М.Е.Медведев (Герман), перешедший из Киева в Москву, М.А.Дейша-Сионицкая (Лиза), П.А.Хохлов (Елецкий), Б.Б.Корсов (Томский) и А.П.Крутикова (Графиня). Очень тщательно была подготовлена постановка в национальном театре Праги под управлением дирижера А.Чеха (12 окт. - 30 сент. 1892 г.) - первое исполнение "Пиковой дамы" за рубежом.

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Судьба песни
План Шуберта, касавшийся публикации этих песен на двух языках - немецком и английском, - встретил полное одобрение у брата композитора Фердинанда, который так высказался на этот счет: "Действовать по-другому при издании твоих песен тебе давно было пора, но особенно мне понравился твой план изд ...

Flotsam And Jetsam
Flotsam And Jetsam Несмотря на то, что в начале своей карьеры группа выпускала добротные трэшевые альбомы, известность она получила за то, что в ней начинал свою деятельность Джейсон Ньюстед, будущий "металликовец". А образовалась эта команда из Аризоны в начале 80-х годов на второй волне ...

Альтерация аккордов DD
Аккорды DD могут альтерироваться. Альтерации подвергаются в DDVII7 – терцовый тон, а в DD7 – повышенный основной и пониженный квинтовый. Альтерация представляет собой полутоновое обострение существующих в ладе мелодических целотоновых тяготений. Отличающей чертой альтерации является то, что она не ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru