Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока

Информация » Лад. Использование диатонических ладов в произведениях Б. Бартока » Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока

Страница 2

В ладах мажорного наклонения распространённым оборотом является II - I и вариант этого оборота I - II лидийская (см. Приложение №9 - пьеса №20 "Пятнашки" из цикла "Детям", тетрадь III, 1-2 такты). В миксолидийском ладу распространенным является оборот VII (7) низкая - I (см. Приложение №10 - пьеса №14 из цикла "Детям", тетрадь III, 1-2 такты и конец). Эти обороты применяются в качестве начальных и кадансовых оборотов (что нередко отражает мелодические кадансы напева).

Одноименная ладовая переменность существует в гармонизации Бартока не только как преломление и развитие ладовых свойств народных мелодий. Гораздо чаще её привносит сам композитор. Наиболее часто он вводит в гармонизацию минорного напева варианты трезвучия IV ступени эолийского и дорийского ладов. Такими добавлениями ярче, богаче раскрашиваются заложенные в ладах народных песен возможности, что прослеживается в №7 из цикла "Детям", тетрадь III. (см. Приложение №11)

В музыке Бартока усложняется система диатонических семиступенных ладов. Усложнение происходит на основе различного рода комбинирования ладовых форм. Новые формы семиступенных ладов возникают на основе комбинирования тетрахордов по принципу последовательного их соединения и одновременного их наложения. В первом случае создаются ладовые гибриды, что находит отражение в двойном названии: лидийско-миксолидийский, лидийско-эолийский, фригийско-ионийский - наиболее устойчивые разновидности. (Схема см. Приложение №12)

Как правило, это вполне самостоятельные лады со стабильным звукорядом, в котором каждая ступень представлена только в одном варианте.

В пьесе Бартока №150 "Болгарский ритм" из цикла "Микрокосмос" лидийско-миксолидийский лад возникает в одновременном наложении: в мелодии - миксолидийский, в аккомпанементе - лидийский. (Приложение № 13)

В пьесе №88 "Флейтовый наигрыш" из цикла "Микрокосмос" усложнение звукоряда происходит на основе наложения диатонических тетрахордов (пентахордов) с общим основным тоном: хроматический звукоряд верхнего голоса вырастает из слияния двух диатонических пентахордов от F - фригийского и лидийского. Барток определил этот вид как "диатонику, сжатую в хроматику". Вот что говорит композитор в своих лекциях о природе возникающей у него хроматики: " Подобно тому, как два типа минорной гаммы могут быть использованы одновременно, одновременно могут быть использованы и два различных лада . В следующем примере [прим. - Барток имеет в виду пьесу "Флейтовый наигрыш"] в результате наложения лидийского и фригийского пентахордов с общим тоном образуется диатонический, наполненный бемольными и диезными ступенями звукоряд. Эти хроматические ступени выполняют другую функцию по сравнению с альтерированными ступенями… Бемольные и диезные тоны являются диатоническими компонентами диатонической модальной шкалы, что можно увидеть на примере №88 "Флейтовый наигрыш" из цикла "Микрокосмос". (Схема и пример см. Приложение №14)

Новые структурные варианты диатонических ладов в современной музыке связаны с их индивидуально-стилевой трактовкой, при которой возрастает число "именных" ладов. Своеобразие последних проявляется в добавлении специфических высоких или низких ступеней. Так, характерной выразительностью обладает лад Бартока - натуральный минор с высокими IV и VI ступенями. Композитор использует его в пьесе № 113 "Болгарский ритм" из цикла "Микрокосмос". (Схема и пример см. Приложение №15)

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida)
Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida) Г. Маркези Опера в четырёх действиях; либретто А. Гисланцони. Первая постановка: Каир, театр оперы, 24 декабря 1871 года. Действующие лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор), Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец ( ...

Сольфеджио
Итальянское слово «solfeggio» (правильнее оно читается - сольфеджо) происходит от слова solfo, что значит - ноты, музыкальные знаки, гамма. У нас так принято называть уроки, на которых занимаются развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды, поют по ...

Диагностика уровня музыкального восприятия
Констатирующий эксперимент имел своей целью определить исходный качественный уровень восприятия младшими школьниками музыки – ее образного содержания и средств выразительности. При этом акцент в исследовании мы поставили на "слышании" детьми музыкального языка произведений. В констатиру ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru