Г.Нейгауз о принципах аппликатуры

Информация » Работа над аппликатурой » Г.Нейгауз о принципах аппликатуры

Страница 1

Говоря об аппликатуре, важно установить её верховный художественно верный принцип. Всё остальное тогда естественно из него вытекает. А главный принцип заключается в следующем высказывании: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой.

Первый

принцип предполагает принцип физического удобства, удобства данной руки, подчиненный главному принципу. Удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему. Тому масса примеров. Но часто «удобными» пальцами невозможно передать требуемую композитором фразировку. Пример из 32-х вариаций Бетховена –

последняя вариация перед кодой, где встречается гамма в до-миноре, расписанная не обыкновенными удобными пальцами, а физически менее «удобными» пальцами –2–3, 2–3, 2–3 и т.д.

Гораздо удобнее в физическом смысле было бы играть эту гамму общепринятой аппликатурой для гамм:

Но первоначальная аппликатура только потому, что требовала так фразировка автора.

Вторым

принципом можно считать гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Небольшой пример из личного опыта Г.Нейгауза. Он никогда не играет хроматическую гамму у Бетховена всеми пятью пальцами по схеме от ноты СИ пять пальцев, три пальца, четыре пальца и т.д. Зато у Листа постоянно прибегает к этой аппликатуре. Аналогичный пример отсутствия пятипальцевой аппликатуры у Моцарта, Гайдна, вплоть до Шопена. Но у Листа, например, в заключительной партии в Испанской рапсодии играть обыкновенной гаммовой аппликатурой, без пятого не мыслимо. Это листовская аппликатура:

Ведь в искусстве, говорит Нейгауз, нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали.

Третий

принцип подчинён двум первым. Это принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет «устраиваться» на клавиатуре, чем большая:

Другая же рука, вроде рихтеровской свободно возьмет дуодециму или такой аккорд, как у Рахманинова ор.39 №2:

Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Нейгауз пишет, что все опытные пианисты умеют при случае заменить одну аппликатуру другой. Но выучивать надо, как правило, одну, твердо установленную, наилучшую из возможных. Ведь надо пользоваться на деле и мышечной памятью. Она, как давно известно, играет огромную роль во всяком физическом труде.

Пианист, пишет Нейгауз, пользуется двумя родами памяти – музыкальной (духовной) и мышечной (телесной). Первая, конечно, важнее. Это хозяин и организатор, но без второй тоже не обойтись. Это верный слуга – исполнитель, облегчающий работу хозяина.

При этом очень важно помнить, что нельзя заучивать механически, без участия головы и слуха. «Голова» не должна помнить хуже, чем пальцы, не должна спать, когда пальцы – слуги что-то делают. Бывает и наоборот, хозяин крепкий, но слуга не исправен, не выполняет приказа хозяина. Разграничить функции хозяина и работника, определить, кто же виноват в происшедшей аварии, не всегда легко, но всегда возможно. Так считает Нейгауз.

А вот несколько упражнений в работе над хроматической гаммой. Нейгауз приводит ко всем известным 6 вариантам аппликатуры ещё два:

1) первым и вторым пальцами:

2) только тремя верхними пальцами:

Для овладения glissando всеми пальцами в хроматической гамме Нейгауз предлагает такие упражнения:

И в более широких, а также в очень широких расположениях:

Аппликатурный приём glissando очень необходим для многих случаев. Мало того, его изучение особенно усиливает физическое ощущение legato. Это прекрасное ощущение, без которого не может обойтись ни один пианист, пишет Нейгауз.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Какие бывают интервалы?
· большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув), уменьшенные (ум) · гармонические (2 звука звучат одновременно) мелодические (2 звука звучат по очереди) · простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8) сложные, составны ...

Классический период
Пройдя сложный путь развития, на рубеже XV-XVI веков конструкция гитары приняла современный вид. Первоначально на инструмент устанавливались пять струн, настроенные по квартам, как на лютне. Позже гитара стала шестиструнной, со строем более удобным для игры в открытых позициях* для более полного и ...

Камерное творчество
Камерно-инструментальные ансамбли заняли в творчестве Танеева место, которое никогда прежде в русской музыке не принадлежало этой сфере творчества; "мир композиторов" в гораздо большей мере воплощался в их операх или симфониях. Камерные циклы Танеева не только относятся к высшим достижен ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru