Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы аппликатуры. Возникают и новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.
Целесообразность выбора пальцев помогает осуществлять разнообразные художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.
Необходимо с первых лет воспитывать у ученика сознательное отношение к аппликатуре. Также важно бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Но в тоже время обозначенная аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей.
Обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подрят, а лишь те обозначать, в отношении которых может возникнуть неясность. Также хорошо приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае. А для этого необходимо знакомить его с основными аппликатурными принципами.
1) Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это - важнейший и основной аппликатурный принцип.
2) Стремиться к естественной последовательности пальцев и приучать к этому с первых шагов обучения.
3) В секвенционных построениях и в большинстве случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует большей быстроте и прочности запоминания. И здесь не надо смущаться, что приходится использовать 1-й и 5-й пальцы на черных клавишах.
4) При подборе пальцев обращать внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука. Пример Шуман «Дед Мороз» средняя часть:
И ещё пример: Мазурка из «Детского альбома» П.Чайковского, где встречающаяся в средней части быстрое последование ре-диез (шестнадцатой) и терции до-ми (четверти) в левой руке значительно лучше удается, если играть терцию не обычной аппликатурой 1-3, а 4-1.
5) При выборе аппликатуры следует руководствоваться также естественными особенностями пальцев.
Большой палец – наиболее «тяжёлый» - его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков.
Четвертый – там, где требуется некоторая утонченность звучания и т.д. Этот принцип аппликатуры был разработан ещё пианистами – романтиками. Знакомить с этим принципом можно уже продвинутых учеников, так как использование его требует уже владение инструментом.
6) Большие трудности для учеников составляют места, требующие достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. В таких случаях используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности. Пример Р.Шуман «Первая утрата» (5такт):
Существуют и более сложные приемы аппликатуры для достижения legato: перекладывание пальцев, беззвучная их подмена на одной клавише, скольжение пальцев с клавиши на клавишу. Здесь важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. И также воспитывать нужное ощущение в кончиках пальцев: ни один палец не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмет следующую. Выполнение этой задачи требует неустанного слухового контроля. Здесь на помощь вам придут упражнения Е.Ф.Гнесиной из книги «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники». Например:
Информация о музыке:
Музыка как ценность жизни
Музыка - слово, используемое нами в повседневном языке, - есть ни что иное, как изображение нашего возлюбленного. Именно потому, что музыка это изображение нашего возлюбленного, мы так любим её. Но вопрос состоит в том. Что есть наш возлюбленный и где находиться наш возлюбленный? Наш возлюбленный ...
Джузеппе Верди (Verdi)
Джузеппе Верди (Verdi) (10.X. 1813, Ронколе ди Буссето, Парма - 27. I. 1901, Милан) Г. Маркези
Сын трактирщика, изучает в Буссето музыку (у органиста местного собора Ф. Провези) и литературу, затем берёт уроки композиции в Милане у Лавиньи. В 1836 году женится на дочери своего мецената Антонио Ба ...
Русская духовная музыка в последней трети XVIII века
Последняя треть ХVIII столетия ознаменовалась длительным царствованием Екатерины II, стремившейся не только всемерно укрепить основы самодержавия, но и повысить международный авторитет Российской Империи, к тому времени значительно расширившей свои границы.
Екатерина II была покровительницей наук ...