А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой

Информация » Работа над аппликатурой » А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой

Страница 1

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы аппликатуры. Возникают и новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Целесообразность выбора пальцев помогает осуществлять разнообразные художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Необходимо с первых лет воспитывать у ученика сознательное отношение к аппликатуре. Также важно бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Но в тоже время обозначенная аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей.

Обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подрят, а лишь те обозначать, в отношении которых может возникнуть неясность. Также хорошо приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае. А для этого необходимо знакомить его с основными аппликатурными принципами.

1) Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это - важнейший и основной аппликатурный принцип.

2) Стремиться к естественной последовательности пальцев и приучать к этому с первых шагов обучения.

3) В секвенционных построениях и в большинстве случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует большей быстроте и прочности запоминания. И здесь не надо смущаться, что приходится использовать 1-й и 5-й пальцы на черных клавишах.

4) При подборе пальцев обращать внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука. Пример Шуман «Дед Мороз» средняя часть:

И ещё пример: Мазурка из «Детского альбома» П.Чайковского, где встречающаяся в средней части быстрое последование ре-диез (шестнадцатой) и терции до-ми (четверти) в левой руке значительно лучше удается, если играть терцию не обычной аппликатурой 1-3, а 4-1.

5) При выборе аппликатуры следует руководствоваться также естественными особенностями пальцев.

Большой палец – наиболее «тяжёлый» - его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков.

Четвертый – там, где требуется некоторая утонченность звучания и т.д. Этот принцип аппликатуры был разработан ещё пианистами – романтиками. Знакомить с этим принципом можно уже продвинутых учеников, так как использование его требует уже владение инструментом.

6) Большие трудности для учеников составляют места, требующие достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. В таких случаях используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности. Пример Р.Шуман «Первая утрата» (5такт):

Существуют и более сложные приемы аппликатуры для достижения legato: перекладывание пальцев, беззвучная их подмена на одной клавише, скольжение пальцев с клавиши на клавишу. Здесь важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. И также воспитывать нужное ощущение в кончиках пальцев: ни один палец не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмет следующую. Выполнение этой задачи требует неустанного слухового контроля. Здесь на помощь вам придут упражнения Е.Ф.Гнесиной из книги «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники». Например:

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Demon
Demon Типичный представитель новой волны британского тяжелого металла группа "Demon" была основана в 1980 году в английском городишке Сток-он-Трент. Зачинателями команды стали бывшие участники "Iron cross" вокалист Дэйв Хилл (р. 23 июля 1954) и гитарист Мэл Спунер. Компанию им с ...

Cure
Cure Команда была сформирована в 1976 году и поначалу называлась "Easy Cure". Основали ее бывшие одноклассники Роберт Смит (вокал, гитара), Майкл Демпси (бас) и Лоренс "Лол" Торхаст (ударные). В начале своей карьеры парни играли мрачную гитарную музыку с псевдолитературными текс ...

Давид исцеляет больного Саула посредством музыки
К тяжким ударам, которыми поражает нас Бог, руководствуясь высшими побуждениями, относятся болезни тела. Их основное воздействие таково, что они доставляют нам страдание. Поэтому нет ничего смешного в изобретении одного медика из Падуи, когда он нарисовал над дверью в дом больного одну из свирепых ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru