Блюз
– уникальное явление мировой музыкальной культуры. По совокупности качеств он не имеет аналогов не только в истории музыки XX века, но и в истории музыки вообще. Возникнув во второй половине XIX века как афроамериканский фольклорный жанр, он очень быстро превратился сначала в общеамериканский, а затем и в интернациональный культурный феномен. На его базе началась ассимиляция неакадемических культур самых разных народов мира и фактически возникла современная неакадемическая музыка как качественно новое явление, подобного которому еще не знала мировая музыкальная культура. Эта музыка и по своим нормативам, и по самому духу оказалась антиподом академической музыке. Однако ее антиподность обладает способностью взаимодействия с «классикой», способностью взаимообмена различных элементов с ней.
Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.
А |
А |
В |
4 |
4 |
4 |
Исследуя особенности и выразительное значение блюза можно выделить следующее:
· Блюз состоит из 12 тактов – форма:
· Только блюз имеет свой собственный лад и гармоническую сетку.
· «Blue notes» – пониженные III, V и VII ступени мажорной гаммы
· Наиболее характерные гармонические переходы – четвертый / пятый, восьмой / девятый, а также девятый / десятый (в раннем блюзе) такты.
· Немаловажную выразительную роль играет также свойственное только джазу ритмическая интерпретация восьмых нот. Для блюза ритмически особенно выделено оформление каденций.
Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность – переход в пятом такте в субдоминанту – остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии. Блюзовая пентатоника отличается от простой пентатоники тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S. Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно усложнять блюзовую гармонию, используя схемы блюза, где используются эти средства.
Блюз открыл в музыке особую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту. Этот важнейший пласт современной культуры проложил в искусстве новые пути, выражающие на языке звуков некоторые фундаментально важные духовные устремления нашей эпохи.
Информация о музыке:
Опера Дж. Россини "Итальянка в Алжире" (L'Italiana in Algeri)
Опера Дж. Россини "Итальянка в Алжире" (L'Italiana in Algeri)
Музыкальная комедия в двух действиях; либретто А. Анелли.
Первая постановка: Венеция, театр "Сан-Бенедетто", 22 мая 1813 года.
Действующие лица: Мустафа-бей (бас), Эльвира (сопрано), Зульма (меццо-сопрано), Хали (б ...
О музыкальном достижении
Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению 9здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот п ...
Камиль Сен-Санс
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881). Почётный член Петербургского отделения РМО (1909). Занимался в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Ф. Га ...