Блюз
– уникальное явление мировой музыкальной культуры. По совокупности качеств он не имеет аналогов не только в истории музыки XX века, но и в истории музыки вообще. Возникнув во второй половине XIX века как афроамериканский фольклорный жанр, он очень быстро превратился сначала в общеамериканский, а затем и в интернациональный культурный феномен. На его базе началась ассимиляция неакадемических культур самых разных народов мира и фактически возникла современная неакадемическая музыка как качественно новое явление, подобного которому еще не знала мировая музыкальная культура. Эта музыка и по своим нормативам, и по самому духу оказалась антиподом академической музыке. Однако ее антиподность обладает способностью взаимодействия с «классикой», способностью взаимообмена различных элементов с ней.
Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.
А |
А |
В |
4 |
4 |
4 |
Исследуя особенности и выразительное значение блюза можно выделить следующее:
· Блюз состоит из 12 тактов – форма:
· Только блюз имеет свой собственный лад и гармоническую сетку.
· «Blue notes» – пониженные III, V и VII ступени мажорной гаммы
· Наиболее характерные гармонические переходы – четвертый / пятый, восьмой / девятый, а также девятый / десятый (в раннем блюзе) такты.
· Немаловажную выразительную роль играет также свойственное только джазу ритмическая интерпретация восьмых нот. Для блюза ритмически особенно выделено оформление каденций.
Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность – переход в пятом такте в субдоминанту – остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии. Блюзовая пентатоника отличается от простой пентатоники тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S. Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно усложнять блюзовую гармонию, используя схемы блюза, где используются эти средства.
Блюз открыл в музыке особую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту. Этот важнейший пласт современной культуры проложил в искусстве новые пути, выражающие на языке звуков некоторые фундаментально важные духовные устремления нашей эпохи.
Информация о музыке:
Становление древнерусской певческой традиции
С середины XI века на Руси наблюдается рост духовного просвещения и книжного дела, связанный с именем князя Ярослава Мудрого. Как писал первый русский летописец, "при нем начала вера христианская плодиться и размножаться".
Основной фонд переводной богослужебной литературы, полученный Ру ...
Музыкальный язык современной музыки для детей
Понятия "современная" музыка, "современный" музыкальный язык зависят, естественно, от временнóго фактора. Как и язык слов, музыкальный язык формируется в определенных исторических условиях, испытывая на себе самые разные влияния – от воздействия речевого языка до индивид ...
Лад Прокофьева в интонационно-мелодическом преломлении
Процесс образования нового лада у Прокофьева можно трактовать, с одной стороны, как процесс диатонизации хроматики, а с другой, - как процесс синтезирования в едином комплексе различных наклонений 7-ступенчатой диатоники. И, действительно, если провести анализ мелодики
произведений Прокофьева, то ...