О пении святых

В истории Православной Церкви, действительно, существуют примеры свв. мужей, которые не только составляли церковные гимны, но и были весьма незаурядными исполнителями богослужебных песнопений.

Одним из таких является прп. Роман Сладкопевец, названный так в силу своего необычного певческого таланта. Но что это была за способность? Получил ли святой её, благодаря своему упорному труду?

Житие прп. Романа повествует о том, что он не имел никаких выраженных певческих способностей; мало того, он ещё страдал тем, что называют теперь дефектом дикции, благодаря чему стал объектом всевозможных насмешек и издевательств со стороны опытных певцов. И по усердной молитве святого ему был дан свыше необычайный дар пения и гимнотворчества, ибо «всяк дар совершен есть, сходяй свыше от Тебе Отца светов».(18)

Этот яркий пример поучает нас тому, что совершенная красота богослужебного пения (если только такая существует на Земле) не есть результат длительной практики, искусства владения голосом (в академической манере) и частых спевок, а есть Божий дар, получаемый по нашей вере и молитве, есть результат действия Св. Духа.(19)

Итак, согласно свв. Отцам, при совершении богослужебного пения следует заботится не о внешней его красоте,(20) а о том, чтобы оно приносилось с покаянием, а не превозношением, не на показ, (в коем есть исполнение «человекоугодия и тщеславия»(21)), но от сердца (ибо, по слову Пророка, «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смирено Бог не уничижит»(22), и именно «такою жертвою хочет Бог от нас прославиться в пениях и псалмах и песнях духовных, поющих от сердца Ему»(23)), а не ветхозаветным образом, в «мусикийских художествах(24)» (будь то даже и знаменное пение), а также совершалось бы «благообразно и по чину»(25) (что, впрочем, не противоречит обладать определёнными профессиональными навыками, направляя их в нужное русло), и молиться о ниспослании того самого СОВЕРШЕННОГО ДАРА.

И, как мне думается, следование этим путём и определит и манеру пения, и характер звука, степень громкости и темп исполнения богослужебных песнопений.

Информация о музыке:

Гармоническая фактура светской музыки эпохи Возрождения
В ранних формах многоголосия выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие; роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам) и во времена раннего Возрождения (например, в музыке периода Арс нова) выполняют квинта и квинтоктава. С XIII века гармония обо ...

Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana)
Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana) Мелодрама в одном действии; либретто Дж. Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по одноименной новелле Дж. Верги. Первая постановка: Рим, театр "Костанци", 17 мая 1890 года. Действующие лица: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо ...

Genesis
Genesis Впервые участники этой английской супергруппы встретились в публичной школе в Чартерхаусе. Питер Габриэль (р. 13 мая 1950, Лондон; вокал), Тони Бэнкс (р. 27 марта 1951, Ист Хетли, Англия; клавишные) и Крис Стюарт (ударные) играли в ансамбле под названием "Garden Wall". Впоследс ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru