В этой пьесе вводится важнейший элемент сквозного развития цикла – христианская молитва, появляющаяся в дальнейшем, в других частях цикла, как знак сферы Божественного. Здесь впервые появляется выписанный автором латинский текст, конкретизирующий программный заголовок (православный прототип молитвы – «Богородице Дево, Радуйся»). Ощутимой опорой становится христианская традиция, которая находит здесь свое преломление не только в плане использования канонического текста, но и в отражении специфики богослужебного ритуала – чередование монодии и хорала.
Рис
Показательно использование в этой части двухдольного размера, что в последствии обозначит дихотомию «четное - нечетное» (Женское – Мужское, Мать - Отец). Так, с 34-го такта появляются признаки троичности (триоли), что соответствует тексту: Мария как матерь Сына Божьего, а «Pater Noster» дан в размере ¾
. подробнее
Рис
Ведущая тема второй части претерпевает различные изменения, обусловленные программным содержанием: образ Марии вбирает в себя множество граней. Например, после упомянутого раздела «Dominus Tecum», в котором акцентируется аспект Богородицы, тема звучит в тональности h
-
moll
, квартовый ход (a
-
d
) заменен на ум 4
(ais
-
d
). Символическое значение данной тональности и интервала закреплено со времен Баха. Словно приоткрывается завеса «Скорбных Тайн» жизни Марии.
Метроритмическая структура является важным драматургическим компонентом. Соотношение четного и нечетного метра весьма символично: К. Юнг отмечает в качестве главных числовых фигур любой религии 3 и 4. Так, центральная христианская фигура троицы имеет мужской характер, а четверица исходит из женского начала, воплощая образ Богоматери, которая, по Юнгу «…не божественна, но блаженна. Более того, она представляет землю, которая есть также тело» (). Четверть или «квартерность» являет собой логическую предпосылку всякого целостного суждения. Четверка присутствует в мифах о сотворении Вселенной.
Информация о музыке:
Музыка как ценность жизни
Музыка - слово, используемое нами в повседневном языке, - есть ни что иное, как изображение нашего возлюбленного. Именно потому, что музыка это изображение нашего возлюбленного, мы так любим её. Но вопрос состоит в том. Что есть наш возлюбленный и где находиться наш возлюбленный? Наш возлюбленный ...
Сведения об авторе
Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С.Баха, – непременное условие гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.
Общепризнано, что преподавание Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Действительн ...
Три пьески, op. 23-a. Два танца, op. 23-b, 1927
Группа ярко образных миниатюр, наподобие прокофьевских «Мимолетностей» или «Афорризмов» Шостаковича. Яркость и разнообразие красок рояля усиливают художественное впечатление от пьес, отмеченных оригинальной изобретательностью музыкальной мысли. Так, 1-й из «Танцев» искрится капризно сменяющимися р ...