"Поэтические и религиозные гармонии" - отражение духовных исканий Ф. Листа

Информация » "Поэтические и религиозные гармонии" - отражение духовных исканий Ф. Листа

Среди музыкантов-романтиков XIX века выделяется исключительная по своему масштабу творческая личность Франца Листа, стремившегося проникнуть в глубинные проблемы мироздания. Не случайно Г.Гейне отмечал: «У Листа большие способности к умозрению, и ещё сильнее, чем интересы избранного им искусства, занимают его исследования различных школ, работающих над разрешением великих вопросов, объемлющих небо и землю» (1). Действительно, Лист - музыкант-мыслитель, призывал к «обновлению музыки путем её внутренней связи с поэзией», тяготел к универсальности, всеобщности языка искусства и осуществлял в своих сочинениях идею синтеза искусств.

При взгляде на облик Листа бросается в глаза многогранность его натуры, охватывающая жизнь во всех сложностях противоречий. Его жизнь, как будто олицетворяющая собой «славу и страсть», расписанная «блестящими красками», была полна внутренних разладов. Двойственность натуры Листа проявляется, прежде всего, в его философском миросозерцании: художник – «проповедник искусства» и сомневающийся скептик, проникнутый духом иронии и отрицания. Эти черты, столь характерные для облика Листа, кладут свой отпечаток на всю его жизнь и деятельность и составляют содержание творчества композитора. Вера и неверие являются основными полюсами в его мировоззрении, Фауст и Мефистофель – «две стороны одной медали» в мировосприятии Листа, определяющие черты его стиля. Двойственность мироощущения находит свое проявление в первую очередь в жизни композитора: с одной стороны он - артист-виртуоз, победитель, с другой - аббат, морализирующий проповедник, «пророк» искусства. В его творчестве претворяются принципы романтической философии и эстетики, что порождает свободу новых форм и средств выражения, синтез рационального и эмоционального, яркость героических образов в соединении с драматизмом их выражения, религиозную восторженность и мефистофельский сарказм.

Главным парадоксом творческой биографии

Франца Листа традиционно считается резкий и внешне немотивированный переход от сугубо светской карьеры концертирующего виртуоза к мистическим настроениям францисканского аббата. То обстоятельство, что Лист с юных лет был склонен к религиозности и в той или иной форме сохранил эту склонность в течение всей жизни, совпало с приливом религиозной волны, охватившей всю Францию в начале 19 века. Важен также факт, что своим именем он был связан с самой светлой и артистичной личностью католического пантеона - св. Франциском Ассизским (1182-1226). Отдельные события творческой биографии Листа имеют столь очевидное сходство с некоторыми моментами жития св. Франциска, что создается впечатление, будто подобные ситуации спровоцированы специально для утверждения репутации «романтического апостола», о которой говорил аббат Фелисите де Ламенне. Речь идет о творческой биографии Листа, имеющей аналогию с житием святого Франциска: «обращение» обоих на путь служения случилось после тяжелой болезни, присутствие эпизода благословения (для Листа это был символический поцелуй Бетховена на его венском концерте 13 апреля 1823 года, для Франциска — благословение епископа Ассизи). Среди подобных аналогий есть и более существенные: для обоих истинное служение богу и людям неотделимо от истинного артистизма, соединившего качества проповедника с качествами актера и поэта, и делающего их выступления доступными и привлекательными для самых разных слоев общества. Наконец, в биографии Франциска Ассизского неожиданно возникает ангел, играющий на скрипке — двойник демонического Паганини, ставшего для Листа идеалом виртуоза-поэта.

Лист, если и был религиозен, то не в ортодоксально-церковном смысле. Он находился под воздействием учения аббата Ламенне

- основателя христианского социализма - направленного против гнета и насилия, главная идея которого - «Бог и свобода». Им были увлечены многие видающиеся умы того времени - помимо Листа, к их числу принадлежали Жорж Санд, Виктор Гюго (следует отметить, что итогом проповедей против католических догм для самого Ламенне стало осуждение папой и разрыв с церковью; свою роль также сыграл французский перевод Евангелия с «авторскими» изменениями). Принимая во внимание столь свободный подход к вере, в течение 30 лет (с 30-х по 60-е годы), по его собственным словам, он «лишал себя таинства исповеди». В течение всей жизни Лист по-мефистофельски зло иронизировал над религиозными запретами: «Католическая церковь, занятая лишь бормотанием своих мертвых догм … знающая лишь отлучение и проклятие в тех случаях, когда она должна утешать и наставлять, лишенная всякого сочувствия…» (2). «…сегодня, когда алтарь шатается и трещит, когда религиозные церемонии стали предметом насмешки и сомнения, необходимо, чтобы искусство вышло из храма, … музыка должна воспевать народ и Бога. Но для достижения этой цели необходима новая музыка … действенная в самой своей сущности… » - так пишет Лист.

Эта мысль является отражением одного из основных эстетических принципов творчества Листа

. Среди узловых проблем его стиля следует отметить:

· проблему Содержания и Формы, которая рассматривается в связи с вопросами о творческой свободе. Лист протестует против догм, традиционности и схематизма в искусстве, отстаивает свободу Мысли и тезис о том, что искусство является «стихийным творчеством гения», оно иррационально и непознаваемо. Из письма Листа Ленцу: «…мы подходим к вечным проблемам авторитета и свободы…в царстве красоты авторитетен один гений, поэтому дуализм исчезает, и понятие авторитета и свободы сводятся к их первобытному торжеству»;

· проблема Прекрасного и Безобразного сводится к миссии поэтического и художественного гения: «…окружить истину сиянием красоты» (Лист «Шопен»), и музыки - пробудить в людях «любовь к прекрасному» (Лист, статьи). Следует отметить, что этой позицией он близок Шиллеру («искусство должно покинуть действительность и с приличной смелостью подняться над потребностями»);

· проблема Синтеза искусств связана с уничтожением формальных граней, отчленяющих друг от друга части внутри целого, слиянием различных жанров в пределах отдельных видов художественного творчества. Это приводит к явлению программности в музыке эпохи романтизма.

· проблема Индивида является основополагающей в мировоззрении Листа: основная образная сфера - Фауст ( как двойственность человеческого сознания), а точнее Мефистофель (как оборотная сторона Фауста).

Лист на протяжении всего творческого пути обращался к образу Мефистофеля, в том числе и после принятия сана. Это вновь поднимает проблему Веры и Скепсиса (вопрос двойственности философского миросозерцания Листа, поставленный нами вначале). Может, в религиозности и вере, в поиске возвышенной сущности бытия он искал убежище от соблазнов и пошлости жизни?

· проблема Назначения Художника и Миссия Искусства вновь отправляет нас к идейным концепциям аббата Ламенне: искусство в непосредственной связи с религией является основным моральным воздействием на общество, материализует «божественное». Как следствие - идея о том, что художественная деятельность сродни проповедничеству. По словам самого Листа, «Художники – жрецы у алтаря искусства, помазанники Божьи»;

· Цитата проблема Монументализма и Массовости искусства рассматривается в аспекте значимости, элитарности, демократичности (доступности), что в совокупности является его социальной функцией. Посредством искусства становится возможным апелляция к массам, цель которой – «служение идеалу» в сфере «прекрасного».

Информация о музыке:

Фортепианный концерт в творчестве Рахманинова
Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки (Скрябин, Метнер), этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианны ...

Философская идея произведения
Никакое моё произведение не выразит этого Ю. Буцко Художественный замысел произведения заключается в противопоставлении двух звуковых миров: западного, связанного с цитированием мотивов «Muss es sein?» (и утвердительного «Es muss sein!») из IV части квартета ор. 135 Л. Бетховена, и русского, выр ...

Город Гмунден
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно мысленно перенестись в лето 1825 года. Небольшой австрийский городок Гмунден, расположенный на северном берегу живописного озера Траун, вытянутого точно с севера на юг. Здесь Шуберт провел шесть благословенных недель, в течение которых сочинил, наряду с другими ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru