«Есть мечтательные души, которых одиночество и созерцание неумолимо влекут к возвышенным мыслям…, неизменно обращаются в энтузиазм и молитву…»
- это отрывок из общего предисловия, предпосланного Ламартином к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии» и использованного Листом для первой редакции этой пьесы.
Книга Ламенне «Слова верующего» (1834), произвела глубокое впечатление на Листа, вследствие чего был написан музыкальный фрагмент «Печаль бедных детей человеческих» с авторским пояснением «Играть с глубоким чувством тоски», что впоследствии и было
Музыкальный текст данной части изобилует знаками сферы скорби: опора на уменьшенные септаккорды, риторическая фигура catabasis
в басу, чередование монодии и хорала, но в ином, нежели во второй части облике - субъективное и объективное начала - плач и изживание скорби. В момент кульминации появляется хорал «De profundus clamari ad te Domine»:
Рис
Немаловажно, что это текст 129-го псалма, являющийся «Молитвой Восхождения» (согласно христианской традиции, это один из четырнадцати псалмов, наставляющих человека на правильный путь, покаянная молитва).
Показательно, что здесь впервые после долгого чередования 5/4
и 7/4,которое символизирует поэтически оправданную свободу ритма: акценты и паузы могут ассоциироваться с пульсацией как бы «непосредственного чувства», устанавливается размер ¾
как свидетельство успокоения, осознания прощения.
Далее мы видим светлую тему из начала «Ave Maria» (такты 85; 128). Но разрешения всех вопросов мы не получаем. В конце части дано движение в пределах замкнутого круга: так, в 184-м такте проходит нисходящая тема смерти и ей робко, на ррр
отвечают октавы темы из «Ave Maria»:
«
Pater
Noster
»
Выходом из неизвестности снова становится церковный канон. Православный прототип этой молитвы – «Отче наш». Часть чрезвычайно кратка и максимально проста по своему музыкальному языку: тональность C
-
dur
, хоральный склад фактуры, ясный ритмический рисунок. Эта пьеса – переложение произведения для мужского хора в сопровождении органа.
Информация о музыке:
Смена позиций
Смена позиций
. Смена позиций — важный момент в гитарной технике. От правильной смены позиций зависит удобство исполнения, грамотность фразировки (характера, манеры исполнения), а в конечном итоге—его совершенство.
Основные приемы смены позиций:
1) Переход в другую позицию через открытые одну ил ...
Из истории фортепианной педагогики. Её возникновение и развитие
Возникновение фортепианной педагогики в собственном смысле слова следует отнести к сравнительно недавнему времени – к концу XVIII века, когда фортепиано, вытеснив прежнего «короля» инструментов - клавесин, заняло его место в музыкальном быту Европы. Уже в ту пору фортепианная педагогика достигла в ...
Музыка в Древней Греции
Слово "музыка", что значит "искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах", греческого происхождения, буквально оно переводится "искусство муз", искусство девяти богинь древнегреческой мифологии, покровительниц поэзии, искусств и наук, спутн ...