«Размышление о смерти»

«Есть мечтательные души, которых одиночество и созерцание неумолимо влекут к возвышенным мыслям…, неизменно обращаются в энтузиазм и молитву…»

- это отрывок из общего предисловия, предпосланного Ламартином к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии» и использованного Листом для первой редакции этой пьесы.

Книга Ламенне «Слова верующего» (1834), произвела глубокое впечатление на Листа, вследствие чего был написан музыкальный фрагмент «Печаль бедных детей человеческих» с авторским пояснением «Играть с глубоким чувством тоски», что впоследствии и было

Музыкальный текст данной части изобилует знаками сферы скорби: опора на уменьшенные септаккорды, риторическая фигура catabasis

в басу, чередование монодии и хорала, но в ином, нежели во второй части облике - субъективное и объективное начала - плач и изживание скорби. В момент кульминации появляется хорал «De profundus clamari ad te Domine»:

Рис

Немаловажно, что это текст 129-го псалма, являющийся «Молитвой Восхождения» (согласно христианской традиции, это один из четырнадцати псалмов, наставляющих человека на правильный путь, покаянная молитва).

Показательно, что здесь впервые после долгого чередования 5/4

и 7/4,которое символизирует поэтически оправданную свободу ритма: акценты и паузы могут ассоциироваться с пульсацией как бы «непосредственного чувства», устанавливается размер ¾

как свидетельство успокоения, осознания прощения.

Далее мы видим светлую тему из начала «Ave Maria» (такты 85; 128). Но разрешения всех вопросов мы не получаем. В конце части дано движение в пределах замкнутого круга: так, в 184-м такте проходит нисходящая тема смерти и ей робко, на ррр

отвечают октавы темы из «Ave Maria»:

«

Pater

Noster

»

Выходом из неизвестности снова становится церковный канон. Православный прототип этой молитвы – «Отче наш». Часть чрезвычайно кратка и максимально проста по своему музыкальному языку: тональность C

-

dur

, хоральный склад фактуры, ясный ритмический рисунок. Эта пьеса – переложение произведения для мужского хора в сопровождении органа.

Информация о музыке:

«Размышление о смерти»
«Есть мечтательные души, которых одиночество и созерцание неумолимо влекут к возвышенным мыслям…, неизменно обращаются в энтузиазм и молитву…» - это отрывок из общего предисловия, предпосланного Ламартином к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии» и использованного Листом для первой ре ...

Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) Советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теорети ...

Опера “Лоэнгрин”
1848 год. Дрезден. Одно из самых гармоничных произведений Вагнера, в котором уже ярко проступают реформаторские черты Вагнера, но ещё не утрированная форма, а как бы все важные компоненты оперы находятся в равновесии. В опере 3 действия. Музыка развивается медленно, повествовательно. Психологическа ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru