«Призыв»

В этой пьесе получают отражения характерные свойства личности Листа: противоречивость его мировоззрения, двойственность жизневосприятия (восторженность, доходящая до состояния экстаза и сомнение, скепсис). Здесь каждое из вышеобозначенных начал находит соответствующее образное воплощение, связанное с определенным музыкальным решением. Первое из них - гимническая сфера - воплощается посредством хоральной фактуры с акцентированным верхним голосом, ведущим простую, призывного характера мелодию:

Рис

Трепетная пульсация аккордовых репетиций аккомпанемента свидетельствует о религиозно-экстатическом эмоциональном нагнетании. // п п сонаты си минор. В основе этой темы лежат преимущественно пентатонические обороты в объеме квинты. Характерным динамическим оттенком для данной сферы является ff

.

Сначала кажется, будто вера, заключенная в этой теме, безгранична, нерушима и непоколебима.

Но вот с 21-го такта, после долгой паузы, появляется новое качество:

Рис

- мы наблюдаем резкую смену динамики (р

), появление двухэлементного склада фактуры (в верхнем голосе даны пульсирующие на одном звуке октавы, а в нижнем – мелодический ход, последние четыре звука которого есть ракоход основной гармонической темы), - восторженность первой темы словно в зеркале отражается черной тенью.

На минутное сомнение сразу же появляется ответ: это героическая попевка в хоральном складе на ff

, с акцентированием пунктирного ритма. Несколько раз в диалоге сменяют друг друга два вышеобозначенные элемента. И каждый раз сохраняется их зеркальная связь (например, сравним такты 34-35 и 40-41, где во втором случае (гимническая сфера), мелодический ход в объеме сексты включает в себя восходящую квартовую интонацию, а в первом (сфера сомнения) – кварта заменена на тритон, подобно отражению в кривом зеркале):

Рис

При этом доминирующим является гимническое начало, которое получает активное развитие, что так же доказывает конец пьесы, в котором звучат призывные интонации. Его смысл - утвердить свою веру, заглушить все сомнения:

Рис

Информация о музыке:

Танеев Сергей Иванович
Танеев Сергей Иванович (1856—1915) Русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концерта ...

Кто слушает
«Только то может считаться молодежным искусством, что в искусстве сама молодежь делает для себя. Цой сочинял песни только про себя. Практически он вёл песенный дневник. И то, что у него получалось, было про всех юных. Ну, почти про всех, про абсолютное большинство. Вот почему оно, абсолютное больши ...

Воздвижение Креста Господня
(14/27 сентября) Тропарь, гласъ 1: Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоянiе Твое, побhды православнымъ христiаномъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство. Кондак, гласъ 4: Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй Христе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru