«Призыв»

В этой пьесе получают отражения характерные свойства личности Листа: противоречивость его мировоззрения, двойственность жизневосприятия (восторженность, доходящая до состояния экстаза и сомнение, скепсис). Здесь каждое из вышеобозначенных начал находит соответствующее образное воплощение, связанное с определенным музыкальным решением. Первое из них - гимническая сфера - воплощается посредством хоральной фактуры с акцентированным верхним голосом, ведущим простую, призывного характера мелодию:

Рис

Трепетная пульсация аккордовых репетиций аккомпанемента свидетельствует о религиозно-экстатическом эмоциональном нагнетании. // п п сонаты си минор. В основе этой темы лежат преимущественно пентатонические обороты в объеме квинты. Характерным динамическим оттенком для данной сферы является ff

.

Сначала кажется, будто вера, заключенная в этой теме, безгранична, нерушима и непоколебима.

Но вот с 21-го такта, после долгой паузы, появляется новое качество:

Рис

- мы наблюдаем резкую смену динамики (р

), появление двухэлементного склада фактуры (в верхнем голосе даны пульсирующие на одном звуке октавы, а в нижнем – мелодический ход, последние четыре звука которого есть ракоход основной гармонической темы), - восторженность первой темы словно в зеркале отражается черной тенью.

На минутное сомнение сразу же появляется ответ: это героическая попевка в хоральном складе на ff

, с акцентированием пунктирного ритма. Несколько раз в диалоге сменяют друг друга два вышеобозначенные элемента. И каждый раз сохраняется их зеркальная связь (например, сравним такты 34-35 и 40-41, где во втором случае (гимническая сфера), мелодический ход в объеме сексты включает в себя восходящую квартовую интонацию, а в первом (сфера сомнения) – кварта заменена на тритон, подобно отражению в кривом зеркале):

Рис

При этом доминирующим является гимническое начало, которое получает активное развитие, что так же доказывает конец пьесы, в котором звучат призывные интонации. Его смысл - утвердить свою веру, заглушить все сомнения:

Рис

Информация о музыке:

Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского
Композитор Сергей Слонимский впервые обращается к поэзии А. Ахматовой уже в зрелом возрасте. После тонкой психологической лирики хоровых циклов, он решает обратиться к простым житейским ситуациям, и поэтому к интонациям городского романса. Это единственный его камерно-вокальный цикл, который был н ...

Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского
Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского П. Е. Вайдман Рукописи Чайковского, сохранившиеся до нашего времени, дают исчерпывающее представление о личности композитора, методе его творческой работы, особенностях творческого процесса, об истоках замысла произведений великого мастера. ...

Танеев Сергей Иванович
Танеев Сергей Иванович (1856—1915) Русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концерт ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru